Связь с редакцией
Пожалуйста, оставьте настоящие данные, чтобы мы могли связаться с вами и уточнить информацию. При необходимости мы гарантируем вам анонимность.
8 сентября 2024, 09:09
8 сент.
В Чите:+8°C
$ 89.82
€ 99.72
¥ 12.54

Как выглядит музей фотографии в Чите

Валентин Олейников
19 июля в 16:30

Музей забайкальской фотографии появился недавно, в 2021 году. Учреждение, которое сегодня является частью Военно-исторического музея, зримой нитью связывает прошлое и настоящее Забайкалья, и хранит много тайн.

По словам фотографа, идейного вдохновителя и организатора проекта, Фёдора Машечко, материал для музея собирался с 1975 года. В помещении был сделан ремонт, установлено необходимое оборудование. Экспозицией и развеской фотографий занимались сотрудники музея. Всего в распоряжении музея работы 75 забайкальских авторов. Один фотограф – одна работа – таков принцип музейной экспозиции. Мгновения, запечатлённые Алексеем Кузнецовым, Александром Калашниковым, Евгением Епанчинцевым, Виктором Козыревым, Александром Джусом, и многими другими известными и не очень фотографами, теперь точно не потеряются.

«Что остаётся после фотографа?» – задаётся вопросом Фёдор Николаевич.

Не все авторы представленных тут работ были профессиональными фотографами, многие снимки были сделаны любителями. Кто-то работал столяром или геологом, кто-то служил в армии, а фотографией трудящиеся занимались в свободное время.

«Я не знаю, на каком счету были эти работники на предприятиях, но фотографами они остались хорошими. Если фотографию, этот кусок бумаги, уничтожить, – это значит уничтожить человека как личность, о нём уже никто не вспомнит.

Я горжусь и рад, что мне пришлось с этими ребятами осваивать фотографию, учиться и расти.

Одна женщина подарила музею фотографии… Это самая большая наша гордость. Фотографии, которые автор напечатал в 1912 году. Посмотрите, какой он был аккуратный и требовательный, как он точно выполнил технологический процесс, какая сохранность у них! Им 112 лет» – изумлённо комментирует один из экспонатов Машечко.

Снимки, о которых говорит Фёдор Николаевич, сделал фотограф-любитель со станции Урульга. Вот они.

Верхнее фото называется «Соседи», а та, что ниже – «Семья фотографа».

Машечко отметил и работу фотографа Гутке 1916 года.

«Вон, видите, по воде переправляются. Это с острова сфотографировано, вид на Читу. На острове были дачи. Мост отсутствовал, ходил паром. И Гутке сохранил это.

А вот Александр Ульзутуев, фронтовик, фотокорреспондент газеты «Забайкальский рабочий». На его время пришлась эпоха целины, когда поднимали земли Аргуни.

Нашему времени достался этап БАМа. Нынешнему поколению фотографов тоже достанется свой участок истории, который нужно будет ребятам запечатлевать. И тогда они пополнят этот музей. Думаю, для этого в будущем расширят и сам музей» – выразил уверенность Машечко.

Музей также иногда именуют как музей светописи, и такое определение, пожалуй, подходит учреждению ещё больше. Особое место в экспозиции занимают фотографии, которые можно назвать произведениями искусства. Такие фото могли создавать только настоящие художники.

Взгляните на некоторые из них. Николай Зайцев в работе «Морозное утро» запечатлел стеклянные банки на частоколе. Снег на таре переходит в наледь, а она в свою очередь сливается со стеклом. Фотография буквально звенит от утреннего зимнего холода.

Или оцените работу Виктора Козырева «Корни». На первом плане колоритная бабушка с папироской, которую со всех сторон обдувают, кажется, вселенские ветра. На фоне же в лёгком размытии неряшливый берег, на котором лежат исполинские высохшие деревья корнями наружу, словно левиафаны.

Демонстрируется в музее и фототехника разных времён. Среди неё выделяется солидный крупноформатный фотоаппарат прямого визирования родом из СССР, который вы, конечно, могли видеть во многих исторических фильмах.

Рядом с ним и уже малопонятный современному обывателю фотоувеличитель, – устройство, применяемое при проекционной фотопечати для проецирования изображений с негативов на фотобумагу.

А фоторужьё в лапах у Шарика в «Простоквашино» помните? И оно тут есть.

Теперь посмотрим на изображение, которое встречает посетителей первым. На фото 1914 года в два ряда расположились члены правления Забайкальского фотографического общества в полном составе. От фото так и веет загадочной стариной. А что это за клуб такой был?

По информации «Энциклопедии Забайкалья», общество было создано 29 мая 1913 года. К концу первого года существования общества в нём состояло уже 123 человека. Каждую неделю в помещении Читинского ремесленного училища, а затем в доме купца Старновского, собирались группы по интересам. Раз в два месяца проходили заседания правления. В доме Старновского специально были оборудованы и оснащены инвентарём для работы с фотографиями 2 тёмные комнаты. Кроме того, были выделены помещения для библиотеки, музея и лаборатории. Библиотека содержала 110 наименований каталогов и журналов на фотографические темы на русском и иностранных языках.

Члены общества запечатлевали сцены, представляющие быт, культуру и природу Забайкалья. Весной 1914 года состоялась первая выставка, а в 1916 вторая. Если средства вырученные от первой выставки пошли на нужды общества, то от второй – «на неотложные нужды войны». После революции и Гражданской войны общество распалось.

Ещё в те времена увлечённые забайкальцы-фотографы мечтали о создании полноценного фотомузея. Они не увидели его. А у нас вот получилось.

Напомним, совсем недавно у нас выходил материал, посвящённый 80-летию Фёдора Машечко.

Увидели опечатку в тексте? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также: