Фото: ИА ZabNews
Музей забайкальской фотографии появился недавно, в 2021 году. Учреждение, которое сегодня является частью Военно-исторического музея, зримой нитью связывает прошлое и настоящее Забайкалья, и хранит много тайн.
По словам фотографа, идейного вдохновителя и организатора проекта, Фёдора Машечко, материал для музея собирался с 1975 года. В помещении был сделан ремонт, установлено необходимое оборудование. Экспозицией и развеской фотографий занимались сотрудники музея. Всего в распоряжении музея работы 75 забайкальских авторов. Один фотограф – одна работа – таков принцип музейной экспозиции. Мгновения, запечатлённые Алексеем Кузнецовым, Александром Калашниковым, Евгением Епанчинцевым, Виктором Козыревым, Александром Джусом, и многими другими известными и не очень фотографами, теперь точно не потеряются.
«Что остаётся после фотографа?» – задаётся вопросом Фёдор Николаевич.
Фото: ИА ZabNews
Не все авторы представленных тут работ были профессиональными фотографами, многие снимки были сделаны любителями. Кто-то работал столяром или геологом, кто-то служил в армии, а фотографией трудящиеся занимались в свободное время.
«Я не знаю, на каком счету были эти работники на предприятиях, но фотографами они остались хорошими. Если фотографию, этот кусок бумаги, уничтожить, – это значит уничтожить человека как личность, о нём уже никто не вспомнит.
Я горжусь и рад, что мне пришлось с этими ребятами осваивать фотографию, учиться и расти.
Одна женщина подарила музею фотографии… Это самая большая наша гордость. Фотографии, которые автор напечатал в 1912 году. Посмотрите, какой он был аккуратный и требовательный, как он точно выполнил технологический процесс, какая сохранность у них! Им 112 лет» – изумлённо комментирует один из экспонатов Машечко.
Снимки, о которых говорит Фёдор Николаевич, сделал фотограф-любитель со станции Урульга. Вот они.
Верхнее фото называется «Соседи», а та, что ниже – «Семья фотографа».
Машечко отметил и работу фотографа Гутке 1916 года.
«Вон, видите, по воде переправляются. Это с острова сфотографировано, вид на Читу. На острове были дачи. Мост отсутствовал, ходил паром. И Гутке сохранил это.
А вот Александр Ульзутуев, фронтовик, фотокорреспондент газеты «Забайкальский рабочий». На его время пришлась эпоха целины, когда поднимали земли Аргуни.
Фото: ИА ZabNews
Нашему времени достался этап БАМа. Нынешнему поколению фотографов тоже достанется свой участок истории, который нужно будет ребятам запечатлевать. И тогда они пополнят этот музей. Думаю, для этого в будущем расширят и сам музей» – выразил уверенность Машечко.
Музей также иногда именуют как музей светописи, и такое определение, пожалуй, подходит учреждению ещё больше. Особое место в экспозиции занимают фотографии, которые можно назвать произведениями искусства. Такие фото могли создавать только настоящие художники.
Взгляните на некоторые из них. Николай Зайцев в работе «Морозное утро» запечатлел стеклянные банки на частоколе. Снег на таре переходит в наледь, а она в свою очередь сливается со стеклом. Фотография буквально звенит от утреннего зимнего холода.
Или оцените работу Виктора Козырева «Корни». На первом плане колоритная бабушка с папироской, которую со всех сторон обдувают, кажется, вселенские ветра. На фоне же в лёгком размытии неряшливый берег, на котором лежат исполинские высохшие деревья корнями наружу, словно левиафаны.
Демонстрируется в музее и фототехника разных времён. Среди неё выделяется солидный крупноформатный фотоаппарат прямого визирования родом из СССР, который вы, конечно, могли видеть во многих исторических фильмах.
Рядом с ним и уже малопонятный современному обывателю фотоувеличитель, – устройство, применяемое при проекционной фотопечати для проецирования изображений с негативов на фотобумагу.
А фоторужьё в лапах у Шарика в «Простоквашино» помните? И оно тут есть.
Теперь посмотрим на изображение, которое встречает посетителей первым. На фото 1914 года в два ряда расположились члены правления Забайкальского фотографического общества в полном составе. От фото так и веет загадочной стариной. А что это за клуб такой был?
По информации «Энциклопедии Забайкалья», общество было создано 29 мая 1913 года. К концу первого года существования общества в нём состояло уже 123 человека. Каждую неделю в помещении Читинского ремесленного училища, а затем в доме купца Старновского, собирались группы по интересам. Раз в два месяца проходили заседания правления. В доме Старновского специально были оборудованы и оснащены инвентарём для работы с фотографиями 2 тёмные комнаты. Кроме того, были выделены помещения для библиотеки, музея и лаборатории. Библиотека содержала 110 наименований каталогов и журналов на фотографические темы на русском и иностранных языках.
Члены общества запечатлевали сцены, представляющие быт, культуру и природу Забайкалья. Весной 1914 года состоялась первая выставка, а в 1916 вторая. Если средства вырученные от первой выставки пошли на нужды общества, то от второй – «на неотложные нужды войны». После революции и Гражданской войны общество распалось.
Ещё в те времена увлечённые забайкальцы-фотографы мечтали о создании полноценного фотомузея. Они не увидели его. А у нас вот получилось.
Напомним, совсем недавно у нас выходил материал, посвящённый 80-летию Фёдора Машечко.