Вчера, 1 мая в СНТ «Разведчик недр» в Читинском районе вспыхнул пожар. Из-за шквалистого ветра огонь уничтожил 30 из пятидесяти дач. На месте происшествия побывал наш корреспондент.
Всё началось отсюда. Вся семья здесь проводила лето. Наслаждались закатами и ярким, горящим на солнце багульником на сопке. Делали душистый чай и, посиживая на скамейке у дома, вели задушевные разговоры. Отправлялись в баню, а затем бежали к реке охладиться. Закручивали банки с запасами на зиму — всё своё, с огорода, выращенное с большим трудом и любовью. На лето приезжали дети и внуки. И как же хорошо — взять удочку и с утра пораньше, пока солнце не подошло к горизонту, отправиться за уловом в уединении.
Когда-то это было для жителей СНТ «Разведчик недр» обычным делом. Лета ждали с нетерпением, чтоб на языке прочувствовать саму жизнь. Вот она — в созревших ягодках малины у забора, в бочке с тёплой водой, на террасе, где так приятно сидеть с родителями, под яблоней, где, будучи детьми, ловили кузнечиков. А ещё в ночном небе, в бабулиных шанюшках с земляничным вареньем, мясистых помидорах с сахаром и кривом заборе, доске которого неизменно оставляли ссадины и занозы на пальцах.
Словно дым, рассеялись воспоминания. Для большинства все они остались в прошлом, и повторить в том же доме у печи уже не получится. Нет больше дачи, нет уюта и того тепла, куда стремились по ухабистой дороге. Всему виной — огонь, безжалостно пожирающий всё на своём пути всё. Сейчас тут лишь печь да сгоревшие брёвна. Всё остальное для тридцати семей превратилось в прах.
У кучи обугленных досок и кирпичей стоят двое. Всё отчаяние и печаль легли им на плечи. Здесь был их летний домок.
«Не то настроение что-то говорить», — произносит девушка и отводит глаза, смахивая слезу.
Многие уже разъехались по домам оплакивать потерю. Лишь некоторым повезло больше — пожар сменил направление и не тронул владения. Среди таких — 78-летняя Полонова Альбина Михайловна. Её дом — первый, куда не пламя не подобралось, а всего в метре от оградки сгорел соседский дом.
«Я прощалась уже с этой дачей. Представляете, прощалась. Тут вся жизнь прошла. Дети выросли, внучки выросли. Здесь благоустроено для себя, для жизни. Вот вчера только кустики клубники высадила. Так и у людей также. Литвинцева говорит «Я два холодильника набила продуктами». Я смотрю, она бежит сверху, говорит «Сейчас всё полыхнёт». И точно, её дача сгорела. Она с двумя сумками, с рюкзаком побежала, я тоже к берегу пошла. От переживаний давление поднялось до 180. Я туда пришла, мне палатку расстелили, скорую вызвали, укол поставили», — рассказывает Альбина Михайловна.
По её словам, всё началось около 12 дня. Сначала отключился свет, а через некоторое время он появился.
«Видимо, замыкание произошло. Дача там старая, одна заброшенная была. Вот подозреваю, что с заброшенной дачи началось замыкание. Ветер-то такой был, шквалистый, метров на 30. Сначала оттуда дым пошёл, а потом как сюда полыхнуло. Мы с Надей, соседкой, увидели, она сразу с вёдрами побежала, а я пока оделась, пока вышла, уже чья-то дача горела за несколько домов отсюда. Полыхало сильно-сильно», — с волнением пересказывает старушка.
Очевидцы позвонили в МЧС, им ответили, что на место уже выехали.
«Рома, сын, приехал вовремя, тут уже баня соседская, от которой только фундамент остался, горела. И у нас Рома поливал стенку, бегал за водой с вёдрами на речку. Хорошо, рядышком речка», — вспоминает дачница.
Добраться до возгорания пожарным — та ещё задача. Дорога ухабистая, крутой склон. На простой машине сюда не доедешь.
«У нас очень плохой подъезд, очень плохой, сюда невозможно подъехать. Поэтому спуститься по нашей горе и привезти тонну воды… Это очень тяжело. Молодцы — ребята, пожарные. Потом пожар пошёл там, пока они там потушили, чтобы проехать сюда. Очень сложно», — делится невестка Альбины Михайловны, Елена.
«У нас, хорошо, трава здесь скошенная была. Вот это спасло. А то от соседского участка уже там горело, сюда приходило. Ну, то есть, кто раньше заехал, тот успел травку почистить, и у нас забор из рабицы сделанный. Бочка с водой у нас стояла. Роме надо было помаленьку плескать, а я сдуру-то. Откуда силы только взялись?! Перевернула. Надо было, конечно, понемножку, осторожненько, но ничего. Мы ещё с Илюшкой, соседом, воду плескали. Молодец, помог! Дым начался, он мне — тётя Алла, уходите. Ну я, конечно, пошла», — добавляет Альбина Михайловна.
А дальше — поднялось давление, приехала скорая.
Защищать дачу от огня остался сын. Страха он не почувствовал.
«Пожарища жёсткого не было», — скромно рассказывает Роман, — «стоял, стену эту проливал».
«Это его детище. Он отстаивал, скорее всего, честь отца, который сделал дачу. Он здесь вырос, строил, помогал благоустраивать. Всё делали они вместе с папой», — вставляет Альбина Михайловна.
Такие происшествия для Забайкалья — не впервые. Каждую весну от огня страдают поля, леса, дачи и дома. Ущерб от пожара и виновных ещё предстоит выяснить правоохранителям, властям — выплатить компенсации. Но эмоции и счастливые вечера на бабушкиной даче уже никто не вернёт.