Связь с редакцией
Пожалуйста, оставьте настоящие данные, чтобы мы могли связаться с вами и уточнить информацию. При необходимости мы гарантируем вам анонимность.
20 мая 2024, 15:45
20 мая
В Чите:+25°C
$ 90.99
€ 98.78
¥ 12.58

«В преподавании сейчас принцип вооружённых сил». Беседа с педагогом и руководителем регионального отделения Союза народов Узбекистана Тохиром Мадияровым

Валентин Олейников
8 апреля в 19:30

27 марта в Читинском техникуме отраслевых технологий и бизнеса состоялось открытие фестиваля национальных культур «Под синим небом Забайкалья». Мы встретились с его организатором, педагогом, руководителем регионального отделения Союза народов Узбекистана Тохиром Мадияровым, и поговорили об истории фестиваля, а также о том, почему нынешний преподавательский процесс напоминает вооружённые силы.

Ежегодно первокурсники представляют культуру, кухню, традиции разных народов, а гости фестиваля – члены Ассамблеи народов Забайкальского края оценивают и делятся впечатлениями. Это настоящий праздник культуры. Уже много лет фестиваль организовывает один из активнейших деятелей нашего региона Тохир Мадияров.

- Тохир Аллаярович, фестиваль проходит в 29-й раз. Вы помните свои впечатления от самого первого проведения фестиваля?

- Как организатор я пришёл не сразу. Я провожу его с 2000 года. А до меня ещё пять раз проводила автор проекта Валентина Михайловна Пугач, заместитель директора по воспитательной работе Читинского строительного техникума. Потом наше учебное заведение было переименовано в Читинский техникум отраслевых технологий и бизнеса. Когда я пришёл работать на должность социального педагога, то идея фестиваля оказалась для меня лёгкой, удобной и комфортной. Ведь эти мероприятия о совместном проживании народов Забайкальского края.

Основная идея фестиваля – говорить о нашем доме, о правилах проживания, о дружбе. Зов души о том, что давайте, ребята, жить дружно. Вот эти семена мы должны посеять и передать следующему поколению.

- В чём основные отличия фестиваля 2000 года от нынешнего? Что изменилось в плане проведения, стиля, фона?

В 2000 году Ассамблеи народов Забайкальского края ещё не было. Может, она и была, но существовала сама по себе как образовательное учреждение. И номера выступлений готовили сами студенты из различных этнических народов – буряты, эвенки, русские, татары. Мы выбирали самых подкованных ребят, чтобы они готовили номера сами.

А сейчас мы выходим через Ассамблею народов Забайкалья на председателя, представителя того или народа. Таким образом, стали возможны выступления именно носителей языка и аутентичная передача информации. Чтобы не было каких-то обид, недоразумений, мы опираемся на представителей национальных сообществ. Они нам помогают при подготовке мероприятий.

- Вы довольны тем, как проходит фестиваль в этом году?

Очень, очень доволен, несмотря ни на что. Хотя сейчас оказался период школьных каникул, многие творческие детские коллективы города оказались задействованы на различных конкурсах. Но всё равно народности, с которыми мы постоянно дружим, сотрудничаем, они всегда готовы к нам прийти.

- Следующий год будет для фестиваля юбилейным. Что-то особенное готовите?

Пока идеи вынашиваются. Но, думаю, будет сюрприз! Я всегда люблю сюрпризы. Потому что никто ещё не знает, что будет, и люди в зале до конца сидят в атмосфере загадки. Какое будет исполнение на этот раз? Какая подача? Вот фишка будет! Сейчас, подождите! Удержать нужно аудиторию.

- Слушайте, ну вы настоящий маркетолог, что же...

- (Смеётся) Знаете, с молодёжью надо работать методом кнута и пряника. А в данном случае надо заинтриговать.

Помню, году в 2021 году зал был полупустой…

- Пандемия.

- Да. Я со стороны посмотрел как-то, почувствовал удвоение личности моей. Для кого мы это делаем, во имя кого? Стоит ли вообще продолжать? Тогда я немножко задумался над тем, что с залом, с молодёжью, надо работать. Надо менять форму и содержание. Без пафоса, без выпячивания. Многие же ставят во главу угла себя и диалога не получается. На современном этапе, чтобы работать с молодёжью, нужно быть с ней на равных, без назидания. В противном случае это будет бессмысленно, бессодержательно и безвкусно.

- Как вы считаете, можно ли применять сформулированную вами модель преподавания и работы с залом к выстраиванию взаимоотношений государства с молодёжью?

- Можно, даже нужно. Даже подчеркну что нужно.

- Государство сегодня на равных говорит с молодёжью?

Государство разговаривает с молодёжью через преподавателей. То есть сверху спускается рычаг воздействия, а способ подачи его не интересует, понимаете? Вот просто бумагу спускают – произвести, организовать вот это… Нам сказали лепить, например, лепёшку, но саму технологию не подают. И как её лепить? Это неправильно, далеко не правильно. А это в нашей науке называется идеология.

- Но согласно Конституции РФ, «никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной».

- Я не говорю о каком-то едином принципе работы. Пусть он будет не единым. Но всё-таки должна же присутствовать форма работы, разновидности этих работ, воздействие и результат. К сожалению, мы требуем результат, но… Знаете, это напоминает вооружённые силы. Поступила команда и требуют результата. Каким образом достигается этот результат – мало кого интересует. Вот этот стиль работы и в экономике, и в культуре, и в спорте, везде. Принцип вооружённых сил. Разработали, спустили сверху некие образовательные стандарты, а способ подачи устарел. Надо менять.

Грубо говоря, все двери закрыты. Мы стучим, ждём, откроется ли дверь. Не откроется, на той стороне никого нет. Молодёжь уже не там, где мы их ждём. У нас нет дальней, на десятилетия, перспективы. Чтобы была перспектива, надо найти способы подачи, достучаться до сердец.

Предположим, я столяр. Мы хотим двери, окна, стол. Извините меня, единый способ для того, чтобы сделать стол, не пойдёт. Нужно выяснить, из какого материала делать. Из берёзы ведь что-то делают, а что-то – нет. А вот мне делают заказ, например, 50 столиков для 3 классов в школе №32. Из какого дерева делать? Как стучать? Это никому не интересно, а должно быть.

Молодёжь очень чуткая. Для них важно, что у тебя здесь лежит (указывает на сердце). Они видят сразу, словно рентген, кто ты есть и что ты вообще хочешь, и достигнешь ли ты цели, которые преследуешь. Вот нам кажется, мы их должны разделять – на внеучебных мероприятиях они одни, а в аудитории другие. Неет.

А по бумаге, которая нам спускается сверху, мы должны разделить учебную работу и воспитательную. А вообще-то, такое разделение – тоже что разделить левое плечо от правого. Это цельный организм. Обучение и воспитание должны быть в гармонии.

Увидели опечатку в тексте? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также: