Не так давно новость о самоубийстве сразу двух подростков всколыхнула забайкальцев. Мы поговорили с медицинским психологом и узнали, как родители могут предотвратить трагедию и на что стоит обращать внимание. Обо всём этом подробнее читайте далее.
Напомним, недавно в Борзе 16-летние мальчик и девочка с разницей в несколько часов совершили самоубийство. Они были одноклассниками, но не парой. Известно, что семьи детей были благополучными. И это ещё раз доказывает — от беды не застрахована ни одна семья.
Однако трагедию можно предотвратить. Медицинский психолог кризисной службы Краевой клинической психиатрической больницы им. В. Х. Кандинского в Чите, Надежда Тюхова рассказала о видах самоубийства и маркерах, на которые родителям нужно обращать внимание.
Всего есть несколько видов суицида — шантажно-демонстративный, аффективный и истинный.
Шантажно-демонстративный суицид — это когда ребёнок пытается привлечь к себе внимание. Например, «если не купите приставку, прыгну с 3 этажа». Надежда Витальевна объясняет — как правило, такие подростки могут не совершать суицид, но на такие поступки и слова родителям нужно обращать внимание. Если вовремя не обратиться к специалистам, то попытка самоубийства может привести к летальному исходу.
Аффиктивный суицид связан с сиюминутно сильными душевными порывами. Например, из-за расставания с девочкой/парнем. Это самый сложный вид суицида, поскольку его невозможно предугадать.
Последний тип суицида — истинный. В этом случае его можно предугадать и предотвратить, если быть достаточно внимательными.
«Истинный суицид — когда идёт подготовка, выбирается время, способы. Когда ребёнок ищет «зацепки» — это определенные факторы в своей жизни, подтверждение, что они нужны этому миру. Однако сложность в том, что у суицидентов тоннельное мышление, то есть всё всегда плохо», — рассказывает Надежда Витальевна.
Дети, задумывая закончить жизнь самоубийством, начинают тестировать родителей. Например, подходить и спрашивать «вы меня любите?». Любящие родители скажут «конечно, мы тебя любим. Что случилось? Давай поговорим».
Среднестатистические родители, выгоревшие от жизни и родительства, уставшие от всего, ещё с одним или несколькими детьми на руках могут отмахнуться: «Конечно, любим. Что ты, не видишь? Мы тут заняты». Подросток такое поведение считывает как «отвяжись от меня», «родители меня не любят». И очень многие дети говорят «вот меня не будет, вам будет легче».
Помимо родительского фактора, есть ещё несколько серьёзных причин. Одна из них — психологическая травма: расставание с родными, изнасилование, нарушения половой неприкосновенности, в том числе, когда злоумышленниками становятся родные, родственники, знакомые.
Также психологи выделяют среди факторов столкновение с физическими, психологическими, интеллектуальными нагрузками и неразделённую любовь.
Следующий фактор — кибербуллинг. Одноклассники могут высмеивать, издеваться над ребёнком в социальных сетях. Например, в одночасье подростка могут исключить из всех групп, удалить из друзей и внести в чёрный список. Не стоит забывать, что для школьника друзья в соцсетях и возможность общаться со сверстниками очень важны.
Психолог назвала маркеры суицидального риска — это сигналы, знаки, которые прямо или косвенно дают понять окружающим о намерении человека совершить самоубийство. К ним относятся:
Словесные маркеры. Ребёнок может открыто или скрыто высказывать свои намерения совершить суицид. Например, фразы «Ты меня больше не увидишь» «Хочу умереть», «Скоро это всё закончится», «Вот бы меня сбила машина», «Вот иду по мосту, и он рухнет» — говорят о проблемах. Кстати, такие фразы могут маскировать под маской сарказма или шуток. Также к словесным маркерам относят вопросы о смерти, загробной жизни.
Ситуационные маркеры:
«Нельзя говорить, что все эти признаки — самовыражение. Отчасти, да, это самовыражение, но если ребёнок бросается из крайности в крайность, как будто бы на грани — то я хочу тату, пирсинг, волосы красного цвета — и всё это за короткий период времени, значит, что с ребёнком что-то не так. На это нужно обращать внимание», — поясняет Надежда Витальевна.
Родителям психолог советует заводить фейковые страницы в социальных сетях и наблюдать за страницей ребёнка. Важно смотреть историю поиска в браузере, но естественно делать нужно так, чтобы подросток не понял, что вы следите за ним.
Помимо этого, Надежда Витальевна рекомендует родителям быть внимательным к самому ребёнку, интересоваться не только школой, но и увлечениями. А если вы подозреваете, что подросток решил уйти из жизни, обратитесь к психологу.
Бесплатную консультацию психолога и психиатра можно получить в кризисной службе ГКУЗ «ККПБ им. В. Х. Кандинского». Она расположена по адресу Чита, Окружной проезд, 3. Телефон — 8914-800-54-96.
Бесплатная служба психологической помощи — 8-800-2000-122.