Со 2 по 5 марта в Чите прошли ежегодные соревнования по биатлону на призы чемпиона мира Геннадия Ивановича Ковалёва. Мы встретились с легендарным спортивным деятелем, экс-директором краевой школы биатлона, и поговорили о плохом финансировании биатлона в Забайкалье, об игнорировании со стороны Минспорта, а также об очень талантливых забайкальских детях.
— Геннадий Иванович, как прошли соревнования в этом году, в чём отличие от прошлогодних?
— Большого отличия нет. В этом году ребятишек немножко больше было — 160 человек бежало. Соревнования прошли на достаточно высоком организационном уровне, судейство и тренеры отработали великолепно. Все остались довольны — и дети, и родители, и болельщики. Никто обижен не был. В 22-й раз я их провёл. Вот только в этот раз никто не пришёл из Министерства спорта на открытие, чтобы поздравить детей.
— По какой причине, как думаете?
— Я не знаю. Наверное, посчитали, что недостойный я кандидат для того, чтобы они посетили.
— А в прошлом году представители Минспорта посещали соревнования?
— Да, на открытии всегда кто-то был. Это впервые такое.
— А что по результатам соревнований?
— Все те, кто до этого были в тройке лучших, подтвердили свой статус. Я ещё провёл в этом году для самых маленьких — 13 и 14 годов рождения, также с призами, денежными вознаграждениями, сертификатами.
— Тройка сильнейших — это кто?
— Георгий Филиппов, Артём Мишин. Мишин в прошлом году выполнил норматив кандидата в мастера спорта. На первенстве Сибирского Федерального округа Мишин и Филиппов стали вторым и третьим призёрами. После этого Мишин выиграл на межрегиональных соревнованиях в Красноярске.
— А третий?
— Третий постоянно меняется. Среди девушек выделю Алину Никитину, она тоже в прошлом году выполнила норматив КМС, завоевала бронзовую медаль в Красноярске.
Хочу подчеркнуть, что биатлон — военно-прикладной вид спорта, и биатлонисты — готовые защитники родины. Кстати, 7 наших воспитанников и тренер находятся в зоне проведения специальной военной операции, второй год они там.
— Вы сказали, что в этом году на соревнованиях было больше детей. По вашим наблюдениям, насколько биатлон интересен для ребят?
— Интерес у них большой, они с удовольствием стреляют из пневматического оружия, которого, кстати, не хватает. Всего мы купили 15 винтовок, но, сами представляете, на одну винтовку — 5-10 человек. Это не дело. Для того чтобы биатлон развивался в крае, нужно оружие, нужно финансирование, которого катастрофически не хватает.
— Мы поговорим об этом чуть позже. Как вы считаете, какое место по популярности в целом занимает биатлон в стране и в крае?
— По популярности в России биатлон уступает, может быть, только футболу. Совершенно точно биатлон — один из лидеров. Население в Забайкалье воспринимает биатлон с удовольствием, с большим желанием смотрит всероссийские соревнования по телевизору. А региональные соревнования, к сожалению, никогда не транслируют, телевидение не приезжает почему-то. Мы много соревнований в году проводим, и телевидение — редчайший гость. Снимаем сами на телефоны, выкладываем в интернет.
— Геннадий Иванович, в интервью корреспонденту «Чита.Ру» от 16 октября 2023 года вы как раз жаловались на недостаточное финансирование спортсменов-биатлонистов в Забайкальском крае. В частности, на вопрос журналиста о том, как скоро эта ситуация приведёт к гибели биатлона в Забайкалье, вы ответили: «Практически через год-два. Когда энтузиазм и у детей, и у тренеров закончится. Сколько можно на свои деньги покупать спортинвентарь и ездить на соревнования?»
С тех пор что-нибудь изменилось?
— Практически ничего не изменилось. Как ездили дети за свои деньги на соревнования, так и продолжают ездить. Выездные соревнования финансирует центр спортивной подготовки. В прошлом году был выделен 1 миллион рублей, в этом году немножко больше — 1,5 миллиона рублей. Это на одну поездку в Красноярск или в Новосибирск, и всё. Ни на приобретение инвентаря, ни на покупку оружия денег нет.
Я же поднимал этот вопрос. Все спортивные школы в стране работают согласно федеральному стандарту. Минспорта ежегодно планирует государственные задания, но на выполнение этих заданий практически ни рубля не выделяется. Вопрос Министерству спорта: как выполнять госзадание без денег?
Приведу пример, я его неоднократно приводил. Мой друг, с которым мы когда-то выступали в сборной команде Советского Союза, Александр Петрович Никифоров, директор Новосибирского биатлонного комплекса… У него на 100 детей меньше, но он на этот год на выполнение госзадания получил 110 миллионов рублей.
Когда мы перешли на федеральный стандарт, я с завучем неделю сидел, подсчитывал, сколько необходимо денег на выполнение госзадания. Всё согласно нормативным требованиям. 4 года тому назад нужно было 70 миллионов, тогда примерно столько же получил Новосибирск. А нам никто не дал. Ну, может быть, там регион богаче, конечно. Но основная-то причина — правительству нашему наплевать на биатлон, и не только на биатлон. Все виды спорта страдают, возьмите пловцов, боксёров, штангистов, велосипедистов.
— Понятно, что вы озвучиваете, в том числе и свою эмоциональную оценку. Но всё-таки если развивать эту тему дальше, в чём конкретные причины такого отношения со стороны Минспорта, на ваш взгляд?
— Года 3-4 назад к нам приезжала группа депутатов Госдумы. Они ездили по всей стране и проверяли, какой процент от регионального бюджета выделяется на развитие физкультуры и спорта. Они проехали всю страну и были поражены тем, что в Забайкалье на тот момент было 0,5% от краевого бюджета. И что с тех пор поменялось? У нас самый нищий процент.
— При этом у населения есть запрос на занятие спортом.
— Конечно, есть и запрос, и желание. Родители сами покупают лыжи, ботинки. Инвентарь-то у нас в школе давно не приобретается. Спонсоры, бывает, находятся, но в основном — родители.
— Где вы берёте средства для проведения ежегодных соревнований по биатлону на ваши призы?
— Из собственного кармана. На свои деньги я покупаю медали, дипломы. Детям за призовые места дарю в конвертах свои деньги. Хорошо, что помог наш воспитанник, чемпион мира, трёхкратный чемпион России, Игорь Прощенко, который сейчас живёт в Новосибирске, — вот он купил детям сертификаты.
— То есть если убрать таких, как вы, энтузиастов, то эти соревнования по биатлону вообще не будут проводиться?
— Конечно. Зато у нас развивают паркур. Не знаю, может быть, он нужен как шоу. И деньги на это выделяют. Губернатор сильно любит рыбалку. Там посмотрите, какие призы — машины, моторы. Ну, там, видимо, спонсоры дарят. Нам тоже иногда спонсоры помогают, но такого, чтобы спонсоры стояли в очереди для помощи забайкальскому биатлону, нет. Сам по себе этот вид спорта затратный, дорогой. Я не против паркура и рыбалки, но есть же приоритетные виды спорта, которые принесли славу Забайкалью: стрельба из лука, велосипед, тяжёлая и лёгкая атлетика, конькобежный спорт, биатлон.
— Обратимся в прошлое. С каким чувством вы вспоминаете свою спортивную карьеру, которая состоялась в советское время? В чём, по-вашему, принципиальная разница между тем временем и этим?
— Я коротко могу сказать. Мы раньше говорили: вперёд, к победе коммунизма. При Советском Союзе у нас круглогодично были сборы, каждый месяц по 20 дней. Когда я был членом сборной СССР, то жил в Эстонии, Латвии, Грузии, Армении, везде. Когда мы, читинские спортсмены, выезжали на всесоюзные соревнования, то покупали только билеты. Прилетая в Ленинград или в Екатеринбург, проходили мандатную комиссию. Нам выдавали талоны на бесплатное питание и направление в гостиницу. Мы жили и питались бесплатно. А теперь… Развитой капитализм, или куда мы шагаем… Как мы раньше говорили, загнивающий капитализм. Получается, чтобы сегодня нам выехать на соревнования, нужны краевые деньги или свои. Питание, проживание, проезд, хранение оружия… За всё надо платить.
Только с ностальгией можно вспоминать о советском времени, далеко нам до него.
— А теперь заглянем в будущее. Поделитесь планами и надеждами.
— Я всегда говорил и говорю, что самые талантливые дети — живут в Забайкалье. Посмотрите, сколько выходцев из Забайкалья, которые потом уезжают. Наша землячка, олимпийская чемпионка Людмила Титова, уехала в Москву. Владимир Ешеев тоже уехал. А создай условия прекрасные у нас — никто никуда не поедет. Был бы Равиль Фаритович (Гениатулин), мы бы уже биатлонный комплекс построили, за который я бьюсь-бьюсь… После него сменилось 3 губернатора, которые не оставили никакого следа в истории Забайкалья. Так, видимо, и помру без этого комплекса, никто его не построит. Рыба гниёт с головы.