Читинка Наталья Дабижа — основатель производства детской одежды «Сашка Барашка». А ещё она — многодетная мама и очень чувствительный, целеустремлённый человек, горячо любящий своё дело. Мы встретились с Натальей и поговорили о предпринимательстве, о трудностях, с которыми она столкнулась при создании предприятия, и о том, что отличает одежду её бренда от всех остальных.
— Наталья Андреевна, с чего началась история вашего производства? Как родилась идея, какими были первые шаги? Было бы здорово, если бы вы рассказали об этом подробнее — нас читают и потенциальные предприниматели, которые, возможно, боятся открывать своё дело.
— Любое предпринимательство — это риск. Либо ты на него готов пойти, либо не готов — третьего не дано. Как бы это грустно не звучало, дело может оказаться неуспешным. И как показывает история крупных бизнесов, миллиардеры и мультимиллионеры начинали с чего-то малого, и не раз опускались на дно, и опять карабкались наверх по тем же ступенькам. Гарантий нет. Единственный плюс в этой истории в том, что любое дело, если ты им горишь и оно тебе интересно, будет приносить результат. Вопрос только в том, насколько этот результат будет ценен в денежном эквиваленте.
Большую роль играет масштаб желании и, личности.
— А если сфокусироваться на «Сашке Барашке», с чего вы начали свой предпринимательский путь?
— С пустоты.
— С пустоты?
— Да. В тот момент были завершены все текущие проекты, накопилась усталость, другие сложности и проблемы. Поэтому появилась какая-то пустота, которую нужно было заполнить.
Я многими интересными вещами занималась, но шитьё было со мной со школы. Те, кто помнит советское время, меня поймут. Когда хочешь надеть что-то красивое, а этого нет. Изобилия, как сейчас, не было. И мы из чего-то делали, переделывали, доставали. И люди, которые обладали журналами о моде, были самыми крутыми в твоём кругу.
Любое зерно даёт всходы. И вот мне позвонила подружка, которая давно шьёт платья — красивые, с кружевами. Она мне сказала: чего ты так страдаешь? Ты же шила, ну и шей на здоровье. Это стало зерном, которое упало в нужную почву. И в течение суток философия бренда созрела.
— Это всё в 2022 году?
— Да, в марте. Только название было просто «Сашка». Причём задумка была в том, что этим именем называют как мальчиков, так и девочек. И смотрится оно хорошо как на русском, так и на английском. Потом ещё выяснилось, что Саша с французского переводится как мешок (sacs). Это прикольная тема — без застёжек, без этих всех ненужных элементов.
— Почему «Сашка» понятно. А барашек тут причём? Кроме названия, силуэт этого животного выведен и в логотип магазина.
— У меня мастер маникюра — кудрявая.
— Только поэтому?
— Когда начали регистрировать товарный знак, наш агент сказал, что нашему «Сашке» необходимо придумать фамилию или добавить к нему какое-то слово. Было несколько месяцев мучений, множество вариантов.
И мой мастер маникюра — очень красивая женщина — любит делать себе разные причёски. Вот она сидит, и у неё большая копна рыжих кудрей. А почему «Сашка» не «Барашка»? Опять зерно, которое упало в нужную почву.
И всё начало потихоньку шагать, двигаться в какие-то лекала, эскизы. Сначала, конечно, медленно. Потому что это — бытовые машинки, нехватка времени.
Большой скачок произошёл после того, как мы съездили на выставку «Текстильлегпром» в Москву, познакомились с очень интересными технологами, производственниками. Выставка огромная. Я была поражена тем, что у нас в России производят весь ассортимент тканей, которые нам нужны. Но наши мелкие предприятия не пользуются этим потому, что объём — от 5 километров. Для того чтобы купить ткань российского производства, придётся сразу закупать большой объём. В решении это проблемы помогают Китай и Турция — наполняют наш рынок несказанно.
Также в России делают хорошую фурнитуру и просто отличную шерсть.
Много разных нюансов, которые накладывает отпечаток на эту лёгкую, но нелёгкую промышленность.
— А у вас какие-то предпринимательские навыки уже были, или приходилось многое изучать с нуля?
— У меня ранее уже были небольшие предпринимательские проекты. Я по образованию экономист, и длительное время преподавала в институте бизнес-планирование. И семья у меня состоит из предпринимателей. Почва прекрасная. Единственный минус был в том, что моя семья не очень верила в промышленность, потому что в России — это дело неблагодарное. С другой стороны, может быть, это является стимулом, который толкает вперёд.
— Почему именно детская одежда?
— Потому что я понимаю в детской одежде. Я знаю как мать, что удобно для ребёнка. Взрослая одежда — это всё-таки мода, какие-то тонкие, острые вещи, которые мне не совсем близки и понятны. А детская — более прикладная такая штука.
— В чём особенность и, скажем так, конкурентные преимущества продукции «Сашки Барашка»?
— На самом деле, основная философия нашего бренда в том, что всё должно быть просто. Маме одевать ребёнка должно быть просто. Чтобы ребёнок в возрасте 3 лет мог пойти и сам одеться. И у мамы не должен глаз выпасть от того, что он надел какие-то несочетающиеся вещи. Ткани мы подбираем, допустим, для летней капсулы так, чтобы и верх и низ смотрелись нормально, и неважно какого цвета первое и второе.
— То есть подобраны в комплекте?
— Нет, я против комплектов. Потому что комплекты — это ограничение. И в голове: раз купили комплект, значит и должны носить комплект.
— Получается, в вашем магазине можно купить любой верх и любой низ, и они в любом случае будут сочетаться?
— Да. Летняя капсула внутри вся сочетается. Так же и зимняя. Ребёнок будет одет нормально с точки зрения маминой эстетики. У него не будет синих штанов и серо-буро-малиновых пони на верху. И, кстати, цвета мы подбираем так, чтобы можно было одеть и девочку, и мальчика.
Далее. Верёвочка эта на трико у всех. Действительно функциональная штука. Но ребёнку это мешает. Вы завязали ему бантик, а он в 3 года верёвочку эту развязать не может. И если он захотел в туалет, для него это может стать колоссальной проблемой. Зачем вообще эта верёвочка тогда? Покупайте вещи либо по размеру, либо на совсем мягкой резинке.
Вещи должны быть сочетаемыми. Отсюда идёт экологичность. Не в том плане, что мы делаем из собранных полевых трав, а в том, что мы сейчас так много покупаем, что не можем потребить. Покупая меньше, можно получать то же количество комплектов. Вместо трёх комплектов — лучше три верха и три низа, например. Их можно комбинировать. И если один верх испачкали, то можно безболезненно его заменить. Этим самым вы сэкономили.
Ещё один момент. Я вообще с утюгом как-то не очень. Соответственно, «лето» мы сшили из хлопка, который не требует глажки. Просто постирал, похлопал после стирки, и повесил сушить. Это экономия времени и электричества.
Я за умеренность, удобство и универсальность.
— Как вы продвигаете эту самую философию магазина?
— Проводим различные мероприятия, в том числе и в соцсетях.
У нас, например, есть беспрерывная акция: ты взял вещь, и если она по какой-то причине пришла в негодность, ты можешь прийти в наш цех и вернуть её. Если из другого города — можно отправить посылку по адресу, который указан во всех наших соцсетях, — и мы начисляем баллы, которые можно будет использовать как скидку. Сданные вещи мы отправляем на переработку в Подмосковье.
— Товары «Сашка Барашка» представлены на Wildberries…
— Да. Ещё мы заключили договор с Lamoda, у нас сейчас уже уехала партия. Lamoda — большие и крутые.
— Читаете отзывы, которые оставляют покупатели на Wildberries?
— Читаю.
— Какие впечатления?
— Очень много разных людей на самом деле в мире существует (смеётся).
— Это правда.
— Помню, в одном из отзывов девушка поделилась обманутыми ожиданиями. Она подобрала и купила две разные вещи — разных оттенков белого цвета и от разных брендов — от «Сашки Барашка» и от какого-то питерского магазина. Она прямо писала петицию длинную, поставила нам одну звезду — у нас сразу рейтинг упал.
— Так к вам-то какая может быть претензия в данном случае?
— Я не знаю.
Ещё, например, кому-то не понравилась упаковка, и мы после этого поработали над упаковкой. Много и других мелочей, которые отрабатываются через обратную клиентскую связь.
— В заметке о вас и о вашем предприятии на сайте «Новости Читы» от 21 апреля 2023 года была информация, что идёт разработка и развитие интернет-магазина «Сашка Барашка». Когда будет запущен сайт, и каким он будет?
— Сайт дорабатывается. Думаю, к концу января доведём его до ума. Сайт будет выглядеть, как сказал наш программист, «по-европейски».
— Что ещё в планах у «Сашки Барашка»?
— Сейчас самая большая проблема в том, что мы поназаключали договоров на поставки, а рабочих рук не хватает. У нас нет швей. Две машины стоят свободные — швейная и вышивалка, это как ножом по сердцу. У нас два учебных заведения, которые готовят швей, но готовят так, что 3 года отучившись на дизайнера одежды, человек сидит за машинкой всего 2 месяца. Также к нам приходят и возрастные женщины, у которых уже жизнь сложилась и им тяжело начинать сначала. А молодёжь на самом деле работать не очень сильно хочет.
— Рутина?
— Это не то что рутина, это работать надо. Я не готова платить за то, что вы просто посидели в цеху. Сейчас девочки, которые работают у нас, они получают за штуки. 6 брюк сделали — за 6 и посчитали. Надо самосовершенствоваться, чтобы скорость стала выше.
Те, кто работает больше полугода, они уже горят своим делом, это видно.
— Часто любимое дело называют детищем. Давайте попробуем персонифицировать магазин «Сашка Барашка» и представим, что ваше детище пришло к вам за эмоциональной подзарядкой. Что бы вы ему сказали, чего пожалели и за что поблагодарили?
— Знаете, я своим детям всегда говорю: ты такой один, другого такого не существует в природе. Ты можешь делать то, что тебе нравится, и знай, что я тебя люблю. Если что-то случится, ты можешь всегда ко мне обратиться. Большего мы детям своим дать не можем. Иди.