Новый фильм Кристофера Нолана наконец-то появился в сети в хорошем качестве. Фильм сложный и определённо выдающийся. Прекрасный выбор, чтобы с пользой провести зимний вечер… Вернее, холодные и тёмные времена.
В августе этого года вице-спикер Госдумы от партии «Новые люди» Владислав Даванков обратился в Министерство культуры с просьбой рассмотреть вопрос проката фильмов «Барби» и «Оппенгеймер» по параллельному импорту.
«Полагаем, что предложенные Вами для просмотра гражданами нашей страны фильмы: «Барби» и «Оппенгеймер» не отвечают целям и задачам, поставленным Главой государства, по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей», — так ответил Даванкову врио министра культуры Андрей Малышев.
Не погорячилось ли Министерство культуры в лице Андрея Малышева?
Итак, «Оппенгеймер», свежая киноповесть об «отце атомной бомбы». Мы постараемся обойтись без спойлеров, хотя в данном случае спойлеры не имеют значения.
Ожидания были разные. Байопик от автора таких фантастических и головокружительных картин, как «Начало» и «Довод», мог быть запутанным, слишком «умствующим», а то и вовсе обернуться фантасмагорией с частицей правдоподобия, как это было в «Престиже».
Однако «Оппенгеймер» вышел не таким. Персонажи и сюжет по большому счёту не спорят с реальной историей. Фирменное нолановское нелинейное повествование присутствует, и работает, возможно, лучше, чем в других его фильмах. Да, монтаж чрезвычайно нервный: первая половина картины бешено несётся по эпизодам из жизни прославленного учёного. А потом, когда настаёт время первого в истории испытания ядерной бомбы — кино замирает. Несколько секунд тишины во время взрыва бросают в дрожь. А дальше — последствия, разбор полётов, судьбы причастных и не причастных к этому людей.
В финале всё сплетается в один гордиев узел, но отнюдь не в сюжетном, а в эмоциональном плане. То есть всё понятно, но от этого не легче.
Фильм, кажется, совсем лишён привычного для зрителей американского кино постулирования правоты американцев. Американские чиновники показаны в неприглядном свете, или, скорее, уничижительно. Нет ядовитых плевков в сторону Советского союза, который стал главным камнем преткновения для Америки после разгрома Гитлера. Нет и как таковой критики коммунизма, за симпатии к которому во время маккартизма был бит и Оппенгеймер, и Альберт Эйнштейн, и много кто ещё.
Нолан смотрит масштабно, как художник мира, а не только Америки. СССР не может не ответить на создание атомной бомбы американцами — эта мысль, так или иначе, звучит в фильме не раз.
33-й президент США Трумэн утверждает, что у Советов никогда не будет ядерной бомбы. Оппенгеймер отвечает, что у русских есть хорошие физики, и что странам нужно договариваться и сотрудничать. Но…
Роберт, мучаясь угрызениями совести за бомбардировку Хиросимы и Нагасаки, говорит, что чувствует, что у него руки в крови.
А Трумэн берёт и протягивает ему носовой платок.
И вот такие «ударные» моменты в фильме буквально находят один на другой.
Фильм полон и сочными образами, символами. И это более чем уместно, поскольку Роберт Оппенгеймер был литературоцентричным физиком, любившим стихи Джона Донна и «Бхагавадгиту».
Один символ в фильме сочный прямо-таки в буквальном смысле.
Яблоко.
По студенчеству Роберт, находясь в депрессии, попытался отравить своего неучтивого наставника. Он ввёл цианид в яблоко, лежащее на столе у преподавателя. Будущий «разрушитель миров», конечно, одумается и выбросит отравленный фрукт в корзину. Но эпизод оставляет осадочек. Тем паче, что к концу фильма яблоко зарифмуется с другим округлым объектом.
В «Оппенгеймере» завораживающий актёрский состав: Роберт Дауни-младший, Мэтт Дэймон, Эмили Блант, Рами Малек, и даже Гари Олдман, которого можно и не признать при первом просмотре. Но главная звезда фильма, разумеется, Киллиан Мёрфи, впустивший в свои глаза всечеловеческую боль.
Новый фильм Нолана — сочетание политического триллера и юридической драмы. Это когда ты следишь за судебным разбирательством с тем же напряжением, что и за перестрелкой в боевике. В общем и целом «Оппенгеймера» не стыдно поставить в один ряд с классическими американскими судебными драмами — «12 разгневанными мужчинами» и «Нюрнбергским процессом».
«Оппенгеймер» — о политике, которая не знает жалости ни к кому. О том, что иногда человеку даётся сила куда бо́льшая, чем та, за которую он может нести ответственность.
Страшное кино. Но вот ведь в чём штука. Оно вдохновляет. Вдохновляет тем, что акцентирует внимание зрителя на ценностях, являющихся общими для всех. «Оппенгеймер» — это ничем не замутнённое понимание того, что нам всем предстоит отвечать на вопросы и работать над ошибками. Всем вместе.
Отравленное, испорченное яблоко можно отправить в корзину. Но что делать с миром, нашпигованным ядерными боеголовками?