Новую систему оценивания школьников пытались внедрить в школе № 27 в Чите. Почему она потерпела крах и всё ли так печально, разбирался корреспондент ИА ZabNews.
Родителям учеников школы№ 27 в Чите в ноябре, когда уже шли занятия второй четверти, сообщили о новой системе оценивания. Ситуация вызвала бурю негодования, поскольку родители были уверены в том, что система занижает балл.
Сегодня, 24 ноября, директор школы сообщил, что из-за возмущения родителей система отменена. Таким образом, новая система потерпела крах, не проработав даже двух недель. Но всё ли так печально, ведь такая система оценивания введена в 55 школе Читы? Давайте начнём по порядку.
Проект о средневзвешенной системе оценки качества обучения предполагал различный вес по разным видам работ, которые могут выполнять ученики. Самый маленький вес имеют письменные работы, ведение тетради и конспекты.
Среди работ с самым высоким весом, кроме срезовых работа (итоговых контрольных и т. д.), перечислены изложение, контрольные работы, проекты, практические занятия, сочинения и зачёты.
Предполагалось, что средневзвешенная система оценки повысит объективность оценивания и даст более точную картину успеваемости, поскольку обучающиеся будут знать «правила игры»: знать «стоимость» любой деятельности, знать, как можно получить максимальные баллы, за что они могут их потерять.
Для полного понимания системы разберём пример, указанный в проекте о средневзвешенной оценке. К примеру, в течение четверти было 2 контрольных работы (вес каждой — 40), 3 самостоятельных работы (вес — 30), одна практическая работа (вес — 25) и три проверки тетрадей (вес -10).
За первую контрольную школьник получил 3, вторую прогулял, одну самостоятельную писал и получил 2, вторую списал у соседа и получил 4, третью проболел. За проверку тетрадей он получил только две оценки — 5 и 4, а практическую работу написал на 4.
По среднему баллу ученик претендует на твёрдую 4, но если использовать вес оценок, то получаем 3.
В проекте также указано, что за посещаемость оценки не выставляются, а прогул можно отработать — написать контрольную работу, выполнить творческую работу (сочинение, проект, дать письменно ответы на вопросы), самостоятельно изучить пройденный материал и сдать его на проверку учителю — предметнику.
Однако у родителей всё равно возникли вопросы и опасения. Родители учеников тогда сообщали, что система занижает средний балл, ведь она считает даже «точки». Действительно, в проекте прописаны «долги» ученика (невыполненные задания с обязательной оценкой, т. е. «точки» в журнале, причем только те, срок выполнения которых истёк). Интересно, что они учитываются как двойки при подсчёте оценок.
Эта система очень похожа на систему оценивания в ВУЗах. Грубо говоря, ты можешь не ходить на пары и изучать предмет самостоятельно, но чтобы заслужить хорошую оценку, тебе нужно будет выполнить определённую работу.
В принципе, система проработана достаточно неплохо и позволяет школьникам адаптироваться к последующему обучению в высшем учебном заведении. Однако один главный момент был не учтён — это критерии оценивании. Если каждый школьник знает, сколько «стоит» та или иная работа, он её выполняет, но при выполнении не понимает, как это сделать.
К примеру, вам задали доклад на определённую тему. Будете писать от руки или печатать? Какой должен быть объём? Какие должны быть источники? В проекте оценивания этого, к сожалению, не прописано, и ученику придётся набивать шишки на собственных ошибках, а это вновь повлияет на оценку.
Вторым моментом, вызвавшим в родителях негодование, стало введение оценивания у всех классов разом. Под новую систему попали как младшеклассники, так и будущие выпускники. Ведь старшеклассникам пришлось бы напрячься ещё больше, а на носу важные экзамены, от результатов которых зависит дальнейшая жизнь.
Оценки же, в свою очередь, имели бы большое значение при поступлении в колледж. Руководство в этом плане можно понять, как они рассказали на общешкольном собрании — «Сетевой город» просто не может реализовать систему оценки в выборочных классах или по отдельным потокам.
Последнее важное для введения системы — это время. Апробировать новую систему начали спустя неделю после начала четверти. Резкая перестройка системы не даёт в полной мере оценить все плюсы и минусы вводимой системы оценок.
Мы не берёмся утверждать — хорошая или плохая данная система. Ведь даже в 55 школе Читы её ввели совсем недавно. Причём, в школах России такую систему также начали внедрять несколько лет назад.
Вероятно, можно было попробовать ввести средневзвешенную систему оценок и в школе№ 27, но учитывая и проработав все сложные моменты для школьников.
К примеру, систему можно было внедрить, основательно подготовив школьную систему, учеников и родителей. Например, можно было апробировать систему с первого сентября, заранее обсудив с родителям и школьникам, как она должна работать. Также стоило проработать критерии оценивания и учесть все вопросы и моменты, которые могут возникнуть.
Будет ли руководство школы № 27 в Чите вновь пробовать вводить средневзвешенную систему оценок, пока неизвестно, точно также, как и какой эффект может дать такая система. Хотя на бумаге, признаемся, выглядит вполне неплохо.