Уже по традиции начинаю свою статью с цитат. Сегодня хочется обратиться к фразе Омар Хайям: «Не верь тому, кто говорит красиво, в его словах всегда игра. Поверь тому, кто молчаливо, творит красивые дела».
В своей предыдущей статье я рассказывал об особенностях исполнения договоров, которые не подписаны сторонами, но условия этих договоров выполняются сторонами. Если вы ещё не прочитали эту статью, то настоятельно рекомендую прочитать.
Так к чему же была цитата персидского философа? Начнём по порядку.
Справка об эксперте: Юрий Поликутин — юрист, член Ассоциации юристов, магистр частного права. Стаж работы — 15 лет. Специализация: гражданское право, семейное право, трудовое право, арбитражный процесс.
Несколько дней назад, юридическую общественность сильно взбудоражило Решение Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда, в данном решении судом принято в качестве доказательства эмодзи (смайл), как согласование условий договора.
Различные мессенджеры и социальные сети плотно проникли в нашу повседневную жизнь, и, соответственно, не могли не затронуть предпринимательскую деятельность.
Так, согласно вышеуказанному судебному акту между двумя предпринимателями был заключён договор купли-продажи мобильного киоска. В соответствии с условиями договора одна сторона оплатила стоимость мобильного киоска, а у второй стороны, соответственно, возникла обязанность его передать Покупателю.
Однако Продавец не передал в установленные сроки мобильный киоск, в связи с чем вторая сторона обратилась в суд с заявлением о возврате ранее перечисленной денежной платы за мобильный киоск.
Продавец в суде указывал, о том, что нарушение срока поставки мобильного торгового киоска вызвано несогласованием со стороны покупателя, цвета и размера киоска.
Суд же в решении посчитал, что сторонами согласованы все условия договора, а также цвет мобильного киоска. В частности, суд указал следующее.
Согласно условию договора стороны по договору признают юридическую силу всех документов, тексты которых получены по каналам связи, наравне с исполненными в простой письменной форме. Каналы связи в терминах данного договора — это электронная почта с указанными в договоре адресами сторон, а также телефонные номера (WhatsApp). В реквизитах сторон указан номера телефонов сторон (WhatsApp).
Покупатель представил в суд переписку WhatsApp между представителем Покупателя и Продавца (номер в переписке совпадает с номером в договоре).
Из представленной в материалы дела переписки в WhatsApp следует, что стороны обсуждали цвет и размеры киоска. В одном из сообщений Продавец написал: «Хорошо жёлтая полоска на белом фоне» и получил в ответ изображение.
Суд указал, что указанный знак в обычно принятом и распространённом понимании при общении посредством электронной переписки означает «хорошо». Продавец, указывая на возможность различных интерпретаций данного изображения, иного разумного понимаемого значения данного изображение не предложил. В последующей переписке значение данного ответа не уточнил, из чего следует, что Продавец воспринял данный ответ как согласие, не требующее дополнительного объяснения.
Также из переписки не следует, что Продавцу требовалась какая-то иная информация для исполнения обязательств по договору, соответствующие доводы были заявлены только при рассмотрении дела в суде. Поскольку в установленный срок товар не поставлен Покупатель был вправе потребовать возврата денежных средств, данное право прямо предусмотрено Гражданским кодексом Российской Федерации, в связи с чем соответствующие требования Покупателя обоснованно удовлетворены судом.
Соответственно, российские суды также стали признавать направленную в ответ на сообщение, «эмодзи», фактом согласования условий договора, как это ранее сделал Канадский суд.
Таким образом, в связи с развитием технологий коммуникации между людьми, российская судебная система также не отстаёт и активно применяет их в правоприменительной практике.
Читайте также статьи эксперта: когда действия говорят больше слов — каким образом поведение сторон может заменить подписанный договор