Связь с редакцией
Пожалуйста, оставьте настоящие данные, чтобы мы могли связаться с вами и уточнить информацию. При необходимости мы гарантируем вам анонимность.
29 апреля 2024, 08:48
29 апр.
В Чите:+2°C
$ 91.78
€ 98.03
¥ 12.57
В ПОИСКАХ
НОВЫХ ГОРИЗОНТОВ
спецпроект с переводными статьями
для расширения кругозора и вдохновения
Когда мы станем марсианами:
будущее освоения космического пространства
Марс, четвёртая планета от Солнца, всегда привлекал внимание человечества своей загадочностью. Этот красный мир с его пылающими песчаными дюнами, вулканами и ледяными кратерами долгое время вдохновлял ученых и фантастов своей непостижимой прекрасной тайной.

Мы перевели статью, в которой ведущие исследователи космоса из Университета Центральной Флориды размышляют над серьёзными вопросами о том, как мы будем управлять окружающей средой Марса в будущем, используя уроки прошлого.

Выбор пал именно на эту статью, поскольку мы были впечатлены тем, что учёные запустили беспилотную автоматическую станцию «Луна-25» исследовать зону у Южного полюсы спутника Земли, а также подтвердить наличие воды на ней.
Фил Мецгер (Магистр и кандидат наук) был таким же, как и большинство мальчишек в 70-х годах. В ясные ночи он смотрел на Луну и тусклую красную точку — Марс — и думал о том, каково это — прикоснуться к ним. Он также размышлял над вопросом, который люди задавали на протяжении тысячелетий:

«Есть ли там жизнь?»
«Люди, работающие в этой области, убеждены, что в ближайшие 10 или 20 лет произойдут великие вещи», — говорит Мецгер.

Фото: freepik.com
Семья Мецгеров жила в Тайтусвилле, штат Флорида, поэтому ещё до того, как он начал 29-летнюю карьеру в НАСА или думал о работе учёным-планетологом в Калифорнийском университете, юный Фил своими глазами увидел то, что другие дети едва могли представить в своих мечтах. Ракеты. Сила. Прогресс. Прямо за окном его спальни.

«Всегда мечтал заниматься проектами, где люди смогут пройтись по поверхности другой планеты», — говорит он. За годы работы Мецгер провёл столько исследований и испытаний, что может с уверенностью ответить на вопрос о том, существует ли там жизнь.

Жизнь на этой планете скоро станет нашей.
НАСА, опираясь на более чем 50-летнюю исследовательскую поддержку Университета Центральной Флориды, создало программу Artemis, целью которой является обеспечение устойчивого присутствия человека на Луне и подготовка к полётам на Марс. Конгресс потребовал от НАСА отправить людей на Марс к 2033 году. Основатель компании SpaceX Илон Маск считает, что его компания, в составе которой много выпускников Калифорнийского университета, отправит до миллиона человек строить город на Марсе к 2050 году. Основатель Amazon Джефф Безос в 2000 году запустил компанию Blue Origin с идеей, что в скором времени миллионы людей будут жить и работать в космосе.

«Это коснётся всех нас, хотим мы этого или нет», — говорит Мецгер. «Мы должны действовать на опережение и обеспечить хороший исход жизни в космосе».

Это означает, что у нас есть ограниченное время, чтобы решить некоторые из самых серьёзных вопросов, с которыми человечество когда-либо сталкивалось или до сих пор не сталкивалось.
К вопросу о цели
Профессор политологии Роджер Хандберг начал работать в Калифорнийском университете в 1972 году, когда состоялся последний полёт американского корабля «Аполлон». С тех пор он внимательно следит за развитием программы Space Shuttle, развёртыванием космической станции и обновлениями, поступающими от роботов, собирающих данные на Марсе. Ещё в начале 90-х гг. ему хватило прозорливости соединить свои знания в области космической истории со специализацией в редкой для того времени нише — космической политике.

«Технологии развиваются быстро, - говорит Хандберг, - но наше воображение развивается ещё быстрее. Именно это и способствует освоению космоса».

Фото: pexels.com

«Это всё ещё хороший вопрос, даже с учётом всего того прогресса, которого мы достигли», — говорит Хандберг.
Хандберг не сомневается, что в течение следующих 100 лет появится какая-то форма обитания за пределами Земли, однако он задаётся вопросом, не забыли ли мы, излишне фантазируя о том, как туда попасть и поддерживать жизнь, о том, как сделать жизнь там действительно ценной. Как писал более 40 лет назад астроном Карл Саган в своей книге «Космос», «наступит время, когда Марс будет полностью исследован... когда марсоходы прочешут его поверхность... когда люди пройдут по песку Марса. Что тогда? Что мы будем делать с Марсом?».
Фото: naked-science.ru
В фильме 2015 года «Марсианин» герой Мэтта Дэймона проводит время на красной планете, пытаясь выжить. Он выращивает пищу. Исследует. Находит решения, чтобы спасти себя и сделать жизнь немного легче для следующего человека, который осмелится отправиться на Марс.

«Эти сцены были вдохновлены работой, которую мы ведём уже несколько десятилетий», — говорит Кэтлин Лофтин, главный технолог в Космическом центре имени Кеннеди. «Эта цель выходит за рамки простого выживания. Она связана с решением проблемы экологии и уменьшением использования ресурсов на Земле».

Когда 50 лет назад Хандберг начал преподавать в Калифорнийском университете, по оценкам ООН, население Земли составляло 3,8 млрд человек. В ноябре 2022 года эта цифра достигла 8 млрд человек.

«Мы находимся на планете, неподвижной сфере, с ограниченной площадью поверхности и ограниченными ресурсами», — говорит Метцгер. «Мы не можем продолжать требовать от этой планеты большего. Но если мы будем собирать ресурсы из других сфер, то сможем жить в изобилии и одновременно решать проблемы здесь, на Земле. Нам не придётся выбирать одно или другое».

Фото: freepik.com
По мнению Мецгера, к 2100 году 100% энергетического сектора и 50% всей нашей промышленности могут быть выведены за пределы планеты.

«Я знаю, что это звучит как утопический идеализм, — говорит Мецгер, — но за этим стоит инженерная основа. И затем, как это бывает с любой утопической мыслью, — он добавляет оговорку, — когда это произойдёт, когда мы получим доступ к ресурсам в космосе и начнётся экономическая революция, это, скорее всего, вызовет политические, этические и общественные потрясения».

Даже если мы живём в другом мире, одна вещь остаётся неизменной.
«Мы — люди, — говорит Мецгер, — и у нас не самый лучший послужной список».

Вопрос контроля
20 июля 1969 года Базз Олдрин и Нил Армстронг установили на Луне американский флаг. Это был символ прибытия, а не владения. За два года до этого США, Великобритания и Советский Союз подписали Договор о космосе — в то время, когда мировые державы проводили испытания ядерных вооружений в качестве демонстрации силы. Чтобы развеять страх перед глобальным уничтожением, в договоре говорится, что Луна и другие небесные тела не могут быть объектом притязаний, или, как сказал в то время президент Линдон Б. Джонсон, «Луна и наши планеты-сестры будут служить только целям мира».

Договор подписали более 100 стран, и ещё 89 ожидают подписания.

Фото: foreignpolicy.com

«Есть надежда, что представители человечества заселят космос, и мы будем обращаться друг с другом во имя общего блага», — говорит профессор истории Эми Фостер. «Но так ли это?»

Договор о космосе был написан в то время, когда все эти разговоры носили приземлённый характер. В нём всего 17 положений, чтобы охватить возможные конфликты во всей Вселенной. (Для сравнения: договор о морском праве включает 320 положений). Если даже несколько стран вступают в сообщество и процветающую индустрию на Марсе, кто будет всем этим управлять?

Фото: newsfrol.ru
Фостер вспоминает одну из первых попыток жеста доброй воли в космосе — испытательный проект «Аполлон-Союз» в 1975 году. Публично мир наблюдал за тем, как члены экипажей из США и Советского Союза осуществили знаменитое «рукопожатие в космосе», чтобы показать, что две сверхдержавы могут работать вместе. Однако проект оказался не таким гармоничным, как предполагалось.

«Ни одна из стран не хотела принять женскую часть модуля на стыковочной станции», говорит Фостер. «Им пришлось разработать механизм, чтобы обе стороны могли встретиться на своих условиях. Это должно было быть великим моментом, знаком растущего сотрудничества. Но вместо этого это стало испытанием мачизма и выявило скрытые напряжения между двумя странами».

«Подумайте обо всех странах, которые хотят участвовать в космическом сообществе. Наверняка возникнут политические разногласия, и я не уверена, что их можно оставить на Земле».

Властолюбивые правители были угрозой на протяжении всей нашей истории, и любая стратегическая миссия по доминированию в космосе свела бы на нет цель его заселения.

«В настоящее время ведётся работа над тем, чтобы создать систему, не допускающую захвата власти в чистом виде», — говорит Мецгер. «Консенсус заключается в том, что нам не нужен новый договор о космосе, но это может быть сложный путь».

В преддверии этого пути в 2019 году в США было создано шестое военное подразделение — Космические силы — для защиты нашей безопасности и процветания в космосе. Это означает, что космос является определённым доменом. Исторически сложилось так, что новые домены — это то, за что воюют государства.

Фото: stock.adobe.com
«Наибольшее беспокойство в космосевызывает не нападение на людей или землю», — говорит Хандберг. «Это возможность нападения на спутники. Если наши спутники будут выведены из строя, мы увидим совсем другую картину».

Это было бы катастрофой, потому что без спутников мы все окажемся в таком положении, о котором даже не подозревали: назад, в прошлое, о которых мы не могли и думать.
Вопрос справедливости

В течение нескольких недель после возвращения экипажа «Аполлона-11» из полёта на Луну 54 года назад они побывали в двух десятках стран, чтобы люди могли увидеть их своими глазами. Люди из всех социально-экономических слоёв населения чествовали их — от Африки до Мексики и Таиланда.


Однако когда Безос отправлялся в полет из пустыни на западе Техаса, жители близлежащего городка Ван Хорн наблюдали за ракетой со смесью благоговения и безразличия.


«Эта поездка только для богатых», — сказал один из владельцев местного магазина.


Мецгер считает, что эта точка зрения, возможно, больше, чем что-либо другое, должна измениться.


«Наше присутствие в космосе должно создать возможности для людей из всех слоёв общества, со всего мира. Это законная озабоченность, потому что демократия может выжить только в том случае, если каждый будет владеть тем, что мы делаем в космосе».


Фото: epizodsspace.airbase.ru

До сих пор мы наблюдали, как небольшая кучка самых богатых людей мира совершает очень дорогие путешествия на край света и за его пределы. Чтобы преодолеть расстояние в несколько десятков миль с помощью Virgin Galactic, понадобится приобрести билет стоимостью 450 000 долларов. Пассажиры, участвовавшие в миссии NS-22 Blue Origin прошлым летом, заплатили 1,25 миллиона долларов за незабываемые 10 минут. Маск говорит, что полёт на SpaceX скоро будет «относительно доступным» по цене 100 000 долларов за место.

«Если никто не додумается до этого, мы рискуем вернуться к колониальным взглядам», — говорит Хандберг. «Сильные становятся сильнее. Богатые становятся богаче. Бедные страдают. Мы уже видели, что происходит с цифровым разрывом. Космическое неравенство приведёт к ещё большему разрыву», — Роберт Хандберг, профессор политологии.
Фото: stock.adobe.com
Увеличение числа полётов в конечном итоге приведёт к снижению стоимости технологии, что должно привести к снижению цен. Однако реальная ценность заключается не в путешествии, а в миссии по освоению ресурсов, которые невозможно постичь.

«В космосе будет вестись добыча полезных ископаемых, и это может быть полезно для всех нас», — говорит Мецгер. «Ресурсы нашей Солнечной системы не дадут нам исчерпать имеющиеся на нашей планете запасы, и впервые в истории мы получим избыток энергии для всех».

Исследователи утверждают, что полезных ресурсов в космосе, по крайней мере, в миллиард раз больше, чем на Земле. В ближайшие три года космический аппарат НАСА должен исследовать пояс астероидов, в том числе один астероид под названием Психея, который, как считали до недавнего времени некоторые учёные, может содержать металлы стоимостью триллионы или квинтиллионы долларов. Представьте себе, на что готовы пойти люди, чтобы первыми добраться до сокровищ.

Кому принадлежит астероид, ценность которого оценивается в доли квинтиллиона? В 2015 году президент Барак Обама подписал закон о космических ресурсах, который позволяет любой компании владеть добытыми ресурсами, но не землёй, которой никто не может владеть в соответствии с первоначальным Договором о космосе. Другие страны, в том числе Люксембург, приняли аналогичные законы.

«Это похоже на морской закон, — говорит Мецгер. «Если вы поймали рыбу, то она принадлежит вам. Но вы не можете владеть океаном».

Фото: aif.ru
Возможность добычи ресурсов наводит на мысль о рабочем классе. Однако что-то заменит ручной труд и социально-экономические группы в космосе.

«Роботы», — говорит Мецгер. «Вполне возможно, что можно создать достаточное количество роботов, чтобы они выполняли в миллион раз больше общей работы, чем может сделать человек. Мы даже не можем представить себе эти возможности. Именно это позволит создать цивилизацию такого типа в космосе и одновременно сделать жизнь здесь лучше».

Однако вопрос этики остаётся без ответа.

«Я стараюсь быть прагматиком», — говорит Фостер. «Это может быть полезно для всего человечества, но технологии не могут принять такое решение».

Это должны сделать люди — здесь, на Земле, или за 67 млн миль от неё.

Фото: aif.ru

Вопрос об окружающей среде
На Луне побывали всего 12 человек. Однако считается, что там находится до 182 000 кг отходов, таких как луноходы, рюкзаки, ботинки, лопаты, молоток и даже мешки с фекалиями.

«Разрабатываемые технологии сведут к минимуму необходимость брать с собой вещи», — говорит Лофтин.
«Мы учимся жить за счёт того, что есть, потому что охрана окружающей среды — это одна из идей, вдохновляющих нас на всё, что мы делаем», — Фил Мецгер.

Фото: periskop.su
Работа Мецгера помогла расширить возможности получения ракетного топлива из лунного льда, а не транспортировки его с Земли. Вместо того чтобы выбрасывать неработающую технику на Луне или Марсе, роботы будут ремонтировать других роботов.

«Идея состоит в том, чтобы не отправлять в космос ничего, что могло бы привести к образованию отходов», — говорит Мецгер.

«Мать-природа выживет, но ей всё равно, пойдём ли мы с ней в этот путь», — Эми Фостер, профессор истории.

Корабль, на котором Безос отправился в космос, работал на жидком кислороде и жидком водороде, что привело к практически полному отсутствию выбросов углекислого газа. С другой стороны, для создания ракет и производства топлива требуется много энергии. Учёные также знают, что каждая ракета представляет собой угрозу для озонового слоя. Всё это заставляет задуматься о другом: насколько сильно должна пострадать окружающая среда и атмосфера Земли, чтобы спасти её?
Неизвестные ответы
Для обывателя неизвестность вдали от Земли кажется такой же бесконечной, как звезды во Вселенной. Будем ли мы жить в скафандрах? А если они порвутся? Если мы не в состоянии пережить изменение температуры на несколько градусов на Земле, как мы сможем выжить при ежедневных колебаниях температуры более 100 градусов на Марсе? Как быть с огромным количеством радиации за пределами нашей атмосферы? Ослепнут ли люди?

«Это ящик Пандоры», — говорит Фостер. «С технологиями всегда возникают непредвиденные последствия. Невозможно предсказать, какими они могут быть, поскольку мы не знаем, для каких целей люди будут использовать эту технологию. А технология, о которой мы говорим, превосходит всё, что мы когда-либо видели».

Фото: stock.adobe.com
Мецгер хорошо помнит момент, который открыл ему глаза. Это было всего 13 лет назад во время полевых испытаний на Гавайях. Его собирались наградить как учёного года Космического центра Кеннеди, но он всё ещё сомневался в том, к чему приведут исследования всей его жизни, пока на восходе солнца не оказался на вершине спящего вулкана Мауна-Кеа. Он окинул взглядом исследователей, приехавших со всей Северной Америки, и небольшую команду роботов, копошащихся в потустороннем пространстве.

«Это происходит вдали от Земли», — вспоминает он. Затем пришло другое осознание. «У нас есть столько времени, чтобы убедиться, что мы все сделаем правильно на этой планете».

С каждым мгновением сокращается разрыв между жизнью здесь и жизнью там. Скоро они станут одним целым.
Освоение Марса и космоса представляет собой захватывающий и сложный путь, который человечество намерено пройти. Это путешествие открывает перед нами возможности для расширения наших границ, поиска новых знаний и решения глобальных вызовов, с которыми мы сталкиваемся на Земле.

И это не только предприятие одной страны или организации, это задача всего человечества, которая открывает перед нами неисчерпаемые возможности и великие перспективы для нашего будущего во Вселенной.
Перевод статьи: Екатерина Кочнева
Дизайн: Екатерина Кочнева
Фото на главной странице: freepik.com
Статья: «When We Are Martians» by Robert Stephens, https://www.ucf.edu