Связь с редакцией
Пожалуйста, оставьте настоящие данные, чтобы мы могли связаться с вами и уточнить информацию. При необходимости мы гарантируем вам анонимность.
8 сентября 2024, 09:44
8 сент.
В Чите:+8°C
$ 89.82
€ 99.72
¥ 12.54

Одно слово – и вы в ловушке. Как забайкальцам не попасть в лапы мошеннику?

Ольга Быкова
9 августа 2023

Кибермошенники — звучит страшно, но они уже давно среди нас. Они вытягивают деньги, воруют ваши данные и взламывают ваши аккаунты. Они намного ближе, чем вы думаете и попасть к ним в лапы очень легко. Как распознать на том конце телефонного провода мошенника? Что делать, если вы якобы перевели деньги на Украину? Обо всём этом — в статье ИА ZabNews.

Татьяна

Утро в семье Рубцовых начиналось как обычно. Татьяна отправилась на работу, где нельзя было использовать телефоны в рабочее время. 84-летняя бабуля, тоже Татьяна занималась утренними делами, прослушивала новости и готовила чай. Бытовую рутину прервал звонок на стационарный телефон.

«Бабушка, это я, твоя внучка, меня сбила машина», — прозвучало в трубке. На глазах женщины навернулись слёзы, а дальше — всё, как в тумане.

Между тем, голос из трубки не утихал: «я сейчас в больнице, небольшие ссадины и для этого нужны лекарства, чтобы пойти сейчас их купить». Татьяной одолела паника — родная внучка, которая буквально 20 минут назад вышла из дома целой и здоровой, попала в аварию.

Бабуля начала расспрашивать о произошедшем, когда телефонную трубку перехватила тётя.

«В какой ты больнице? Я сейчас за тобой приеду», — успела сказать тётя, но на другом конце трубки прозвучали гудки. Волнение нарастало, а ещё больше пугала неизвестность, что случилось с молодой девушкой.

Ясность внёс другой телефонный звонок — от настоящей Татьяны, которая после работы с клиентом увидела 20 пропущенных вызовов от родных. Оказалось, что семья Рубцовых поверила телефонным мошенникам, от рук которых пострадали сотни забайкальцев.

История с Татьянами закончилась хорошо, но всё могло бы быть иначе, не позвони внучка домой. Ведь пожилым людям могло стать плохо от одного лишь нервного возбуждения. 

Мошенники среди нас

Преступлений с использованием информационно-телекоммуникационных технологий становится всё больше. Только в этом году в Забайкалье зарегистрировано больше 2,5 тысяч таких преступлений.

Заместитель начальника полиции по оперативной работе УМВД России по Забайкальскому краю Евгений Курмакаев рассказал, что этот показатель на 43% больше чем за аналогичный период прошлого года. Растёт и их удельный вес в общей структуре преступности. Каждое четвёртое преступление в регионе — мошенничество или кража с использованием интернета или сотовой связи.

Лишь 30% счетов мошенников из России, остальные счета заграничные. Часто мошенники действуют в составе организованных групп. Евгений рассказал, что с октября по август в Забайкалье удалось задержать 11 курьеров — фактически это 9 организованных групп. Нарушители получали указания по телефону или через мессенджер от заказчика и адреса. По адресу, на котором обычно находились пожилые люди, забирали деньги и переводили их на указанные куратором счета. Людям же в это время говорили, что их родственники попали в беду.

Деньги со счёта обычно переводили на другой счёт, а затем на следующий и так далее. И при всей сложности вычисления такой преступной группы, забайкальским полицейским удалось раскрыть свыше половины таких противоправных деяний.

Не сидят без дела и сотрудники банков России. Алексей Позолотин, заместитель управляющего Отделением Чита Банка России рассказал, что Центробанк совместно с Минцифрой проводят работу по выявлению телефонных мошенников. Они собирают телефоны мошенников, а затем направляют операторам связи для блокировки. По его словам, только в первом квартале этого года заблокировано 97 000 мошеннических номеров, в прошлом году это число составило 750 000.

Но с такой системой, и аферисты стали хитрее. Теперь они звонят своим жертвам в мессенджерах.  

Есть и ещё 2 нововведения  — банки теперь обязаны возвращать деньги клиентам (Об этом мы писали здесь), если они перевели их мошенникам, и есть так называемый «период охлаждения».

«Если банк видит, что осуществляется перевод на один из мошеннических счетов, то он такую операцию блокирует и сообщает об этом клиенту. У человека в течение 2 дней есть возможность одуматься, переоценить ситуацию и отменить операцию. Если же человек всё же настаивает на этом переводе, ни на какие уговоры банка не поддаётся, то банк эту операцию выполнит, но банк уже снимает с себя ответственность», — рассказывает Алексей Позолотин.

Отследить получателей подозрительного платежа не так легко, как кажется. Всё дело в том, что мошенники часто пользуются электронными кошельками, а они не персонифицированы. Также покупки совершаются и на маркетплейсах, где установить адресата платежа попросту невозможно.

Первое правило — никому не доверяй

Самые распространённые мошеннические схемы связаны с qr-кодами, вакансиями и лже-банкирами.

«Некоторые банки ввели у себя такой новый сервис, который позволяет в приложении сгенерировать qr-код, и использовать для того, чтобы снять наличные деньги с банкомата, не вводя пин-код. Мошенники звонят своим жертвам, сообщают о какой-то подозрительной операции и для того, чтобы отследить её, предлагают прислать им qr-код», — рассказывает Алексей Позолотин.

И если в первом случае человек может заподозрить неладное, то со следующей схемой всё немного сложнее. Аферисты предлагают вам работу с хорошей зарплатой и условиями — кто от такого откажется? Обычно, эта работа связана с маркетплейсами, а для того, чтобы зарегистрироваться, нужно оплатить небольшой вступительный «взнос». Во время беседы также запрашиваются личные данные, начиная от паспорта и заканчивая данными банковских карт.

Жулики всё чаще начинают пользоваться ещё одной схемой — представляясь сотрудниками банков, они приглашают на личный приём, а затем просто вытягивают деньги.

Звонок может быть от кого угодно — банкиры, сотрудники МЧС, МВД, ФСБ. Разговор также начинается по-разному: «Вы перевели деньги на Украину, вас обвиняют в госизмене», «На вас возбуждено уголовное дело», «Ваши деньги хотят похитить, нужно перевести их на безопасный счёт». Однако, итог  всегда один — ваш карман остаётся пуст.

Несмотря на всю огромную работу, которую проводят органы власти и банки, главная ответственность лежит на человеке. Защититься и не попасть в капкан мошенников можно, если помнить об основных отличительных признаках:

  1. Инициатива — мошенники всегда сами звонят вам.
  2. Эмоции — кто-то пытается вывести вас на эмоции. Как бы ни было сложно, не поддавайтесь, иначе поплатитесь рублём.
  3. Время — мошенники говорят, что время действия ограничено и давят на вас, чтобы вы не смогли проанализировать ситуацию.
  4. Деньги — речь всегда идёт о деньгах. Это может быть сообщение, что ваши деньги пытаются украсть.
  5. Данные — у вас спрашивают ваши личные данные. Аферисты просят назвать вас коды на банковских картах, паспортные данные или коды из СМС.

В борьбе с мошенничеством каждый из нас играет важную роль. Сохраняйте бдительность, узнавайте о новых методах мошенничества и принимайте меры для защиты личной информации. Если вас обманули — незамедлительно обращайтесь в правоохранительные органы.

Вместе мы можем создать безопасное и надёжное онлайн-пространство для всех.

 

Увидели опечатку в тексте? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также: