ДО НОВОГО ГОДА ОСТАЛОСЬ
0
0
дней
0
0
часов
0
0
минут
0
0
секунд
С Новым годом!
Новый год близко и пора позаботьтесь о праздничном столе, декоре и подарках. В ТРЦ «ЛЕТО» вы найдёте всё необходимое для идеального праздника.

«Я обеими руками за цензуру». Интервью с Даниилом Спиваковским

Заслуженный артист России Даниил Спиваковский снова в Чите со спектаклем «Мизери» (18+), поставленным по произведению короля ужасов Стивена Кинга. В ожидании интервью слышу, как в концертном зале Дома офицеров репетируют актёры, по ходу выставляется свет — учтена каждая мелочь.

Даниила Спиваковского с детства тянуло к театру, с малых лет будущий любимец публики занимался в театральной студии при московском Дворце пионеров.

Но перед тем как заслужить народную любовь и признание, стать заслуженным артистом России, Спиваковский работал санитаром в психиатрической больнице, служил два года в советской армии, а потом служил театру и кино.

Сначала Даниил пошёл по стопам матери, Аллы Семёновны Спиваковской — доктора психологических наук и профессора МГУ, но, даже обучаясь в вузе, играл в студенческом театре. Тяга к сцене взяла своё, и Даниил Спиваковский одновременно получил диплом Московского государственного университета и закончил Российский институт театрального искусства (ГИТИС). Сразу после окончания Даниила приняли в труппу Московского академического театра имени Владимира Маяковского.

Искусство вне политики

— Благодарим вас, что навещаете забайкальскую публику, радуете нас своей игрой. В очередной раз читинцы посмотрят спектакль «Мизери». Какие ощущения, какой посыл вам как актёру важно передать зрителю?

— Замечательный спектакль «Мизери» поставлен по роману американского писателя Стивена Кинга, которого очень много экранизировали. Он работает в жанре триллера, но мы перенесли его на сцену, и прежде всего это триллер человеческих характеров. Не ужастик, когда из-за угла неожиданно появляется скелет и хватает героя, и тот начинает заикаться — совершенно нет.

«Мизери» — это история об известном писателе, который случайно попадает домой к одинокой женщине, она оказывается его фанатичной маниакальной поклонницей, держит у себя, заставляет писать для неё книги, перерубает ему ноги, чтобы он не ушёл. Это история о противоборстве двух разных людей, как они уживаются в такой страшной атмосфере. Спектакль очень яркий, я и моя партнёрша Евгения Добровольская, замечательная наша актриса, — мы играем вдвоём и держим в напряжении около двух часов зрительный зал без антракта. Думаю, многие театры репертуарные хотели ли бы, чтобы этот спектакль был в их афише.

Эпизоды из спектакля «Мизери» (18+). Фото: sa-teatr.ru

— Стивен Кинг отказался издавать книги в нашей стране. Вам это не мешает воспринимать его роман «Мизери»?

— Это некоторые издержки: он живёт в Америке, мы живём в России. Он как американец смотрит своё телевидение, мы смотрим наше, читаем нашу прессу. Наверное, это логично: он в своей атмосфере, мы в своей, тем не менее спектакль живёт, его никто не закрывает, и даже мысли об этом нет, даже на афише Стивен Кинг и его «Мизери». 

Это никого не смущает и наоборот, говорит о том, что искусство вне политики, вне каких-то межгосударственных перипетий. Есть интересный роман, есть интересный спектакль, поставленный по этому произведению — это замечательно, его и смотрит зритель.

«Обеими руками за цензуру»

— Сейчас у нас есть относительная свобода для творчества, но при этом много российских сериалов для массового зрителя просто штампуются как под копирку по зарубежным лекалам. В Советском Союзе, где была цензура, выходили кинокартины, которые стали народными, великими.

Как это можно объяснить? Ваше отношение к цензуре — для чего она нужна и нужна ли вообще?

— Считаю, что цензура нужна обязательно. Я большой противник того, что со сцены или с экрана произносится ненормативная лексика, поднимаются какие-то ненужные для молодёжи темы. Конечно, человек встретится с этим в своей жизни. Я не ханжа и, отслужив два года в советской армии, иногда люблю произнести образно крепкое нецензурное словцо в нужной обстановке. Но это не означает, что нецензурщина должна литься со сцены. Я отец детей подросткового возраста и пытаюсь уберечь их от этого.

В последний год-полтора мы вычистили от каких-то проявлений театр, телевидение и кинематограф. Именно благодаря этой цензуре, наверное, был прекрасный советский кинематограф, была прекрасная советская литература, был чудесный театр в то время. А теперь, когда вседозволенность, очень много бескультурья и безобразия, к сожалению, существует. Поэтому я обеими руками за цензуру.

В театрах играют практически на аншлагах, это было всегда, скажем без ложной скромности, тем не менее видим, какое объединение, единение произошло в обществе. Люди хотят идти в театры, в кино, они хотят быть вместе, хотят обмениваться мнениями, это говорит о здоровой атмосфере: да, нелёгкой, да, сложной, да, идёт спецоперация, но вместе с тем в городах люди вместе идут в театры. И Москва, и провинциальные города — везде полные залы. А билеты в театр не такие дешёвые, человеку надо подумать, чтобы купить два билета и пригласить девушку в театр. Это говорит о здоровой атмосфере в обществе и единении наших людей, нашего народа.

— Различаются ли московская публика и зритель в регионах?

— По большому счёту нет. Сейчас уже нет разницы между большими городами областными, региональными и маленькими провинциальными. Когда-то это было, но сейчас уже всё стёрлось, мы все в одном поле, мы все в курсе всего.

Кроме того, гастролируют большое количество театров и коллективов по всей стране. Посмотрите, сколько режиссёров из региональных театров получают театральные премии, не столичных театров, а именно из небольших городов провинциальных. Зритель из небольших городов более открыт для того, чтобы воспринимать искусство. Столичная публика или зрители в больших городах могут сказать: «Ну, давайте, артисты, удивите нас, мы многое повидали, мы искушённые».

А вот зритель в регионах, я могу судить по Чите, он очень открыт, хотя в Чите есть свой замечательный драматический театр и филармония, и ещё несколько театров. Коллективы из столичных городов постоянно приезжают, и забайкальцы их очень открыто воспринимают.

Даниил Спиваковский приезжал в Читу, чтобы поучаствовать в проекте забайкальского минкульта «Читаем со смыслом». Фото Евгения Галузы.

Я дважды был в Чите благодаря проекту «Пушкинская карта», и не только в Чите, но и по Забайкалью проехался. С 25 по 28 апреля я приеду в Читу, в Забайкальский край на четыре дня со своим моноспектаклем, который называется «А нам нужна одна Победа». Я придумал спектакль, посвящённый героизму нашей армии во все времена, начиная с Наполеона, Великой Отечественной и до наших дней — мы восхищаемся героизмом, победами нашей армии, наших солдат.

Зрители услышат песни и стихи Высоцкого, Окуджавы, Евтушенко, Роберта Рождественского, Вознесенского. Я прочитаю отрывки из произведений «А зори здесь тихие» (12+), отрывки из «Василия Тёркина» (16+), кроме этого будет и Пушкин, и Лермонтов, которые восхищались, прославляли нашу русскую армию, наши победы. Я расскажу историю Великой Отечественной, это очень важно для молодого поколения, для ребят подросткового школьного возраста — знать нашу историю.

«Самый лучший подарок женщине — внимание»

— Близится Международный женский день. У мужской части населения возникает вопрос, что дарить. На ваш взгляд, какой самый лучший подарок для любимой женщины?

— Самый лучший подарок — внимание, чтобы женщина понимала, что близкий ей человек — муж, отец, брат — будет рядом; чтобы был мужчина, который сможет её защитить — это самый главный подарок. А какие-то атрибуты, какие-то безделушки, это всё приятно и должно быть, но дело вторичное.

Читайте также