Связь с редакцией
Пожалуйста, оставьте настоящие данные, чтобы мы могли связаться с вами и уточнить информацию. При необходимости мы гарантируем вам анонимность.
26 апреля 2024, 19:47
26 апр.
В Чите:+6°C
$ 92.13
€ 98.71
¥ 12.67

Масштабный ёхор и обмен хадаками. Как отпраздновали Сагаалган в Забайкалье

Анастасия Раевская
22 февраля 2023

Праздник Белого месяца или Сагаалган отмечают хори-буряты 21 февраля, по лунному календарю у них наступает новый год, зарождается новая жизнь. Традиционно в Забайкалье гуляния проходили в столице Агинского бурятского округа, но в этот раз празднование было в посёлке Могойтуй. Туда я и направилась во время пресс-тура, чтобы встретить Сагаалган по всем традициям.

На часах 7:00, мы отправляемся в Могойтуй. За окном сменяются пейзажи забайкальской природы, а шум дорог медленно и приятно усыпляет. Солнце спряталось за облаками и едва касается верхушек местных сосен и лиственниц. Так продолжается около часа.

Затем картинка сменяется настоящей степью, где-то лежит снег, а под ним пшеничного цвета трава. Степь не прекращается вплоть до самого Могойтуя, кажется, будто ты и не в России вовсе, а где-то в Монголии. Приезд не стал для нас лёгким, путь в посёлок обязательно должен начаться с посещения священной сопки, она возвысилась над соседним Агинском.

Мэндэ! Сагалганаар!

Эти фразы слышатся со всех сторон, как только выходишь из авто, а выйти очень уж хочется! На сопке стоит величественная ступа размером метров так семь в высоту. Она белая с жёлтыми вкраплениями. Поодаль от неё — небольшое белое помещение с крутящимися воротами, а на другой стороне маленькая, железная печь.

Здесь чувствуется торжественность момента, каждый приезжающий в самом начале подходит к обозначению своего рода, здесь их восемь, столб каждого вздымает ввысь. Осматриваясь вокруг замечаю множество людей в традиционной ярко-синей одежде и треугольными шапочками. Молодая девушка, её зовут Адисо, подходит к своему роду, поклоняется три раза своим предкам и ставит на алтарь чай с молоком и белую пищу. Пока я отвлеклась на прекрасную картинку, чем-то похожую на эпизод из исторического фильма про Чингисхана, началась церемония приветствия. Жители округа встречают дорогих гостей. Двое мужчин подходят друг к другу с голубыми полотенцами, обнимаются, перекладывают их друг на друга и говорят что-то на бурятском языке.

— Здравствуйте! А что значит этот обряд? — спрашиваю одного из них.

— Это обмен хадаками, такой ритуал проводят, чтобы поздравить друг друга и пожелать счастья и благополучия, мы так встречаем гостей, — улыбаясь, поясняет он.

Хадак — это ритуальное бурятское полотенце, его используют на традиционных и семейных праздниках.

Прохожу дальше, поближе к ступе, здесь вот-вот начнут читать молебен, а погода оставляет желать лучшего, пальцы на февральском морозе перестают слушаться, но буряты с нетерпением ожидают. Они поднимаются на ступу, ставят туда угощения, которые потом будут отдавать огню, для своих предков. Начало молебна задерживается на полчаса, в это время небо покрыто облаками.

— Мэндэ! Ну, что, замёрзла? — подходит ко мне девушка в национальном костюме.

— Здравствуйте, да, прохладно, а это как-то связано с праздником? — спрашиваю я.

— Конечно, на Сагаалган всегда так, сейчас, как только начнётся молебен, выглянет солнышко, — рассказывает она.

И выглянуло. Ламы вышли к ступе, а небо озарил яркий луч света, он будто пробился сквозь облака и упал прямо на ступу. Ламы в ярких одеждах начинают церемонию. Мужчины поют молебен в микрофон, тучи над священной сопкой расходятся. Звуки буддийского торжества наполняют всю округу.

После чтения молебна буддисты идут за угощениями, которые поставили на ступу, теперь они освящены и их можно отдать огню, то есть предкам. Каждый подходит к печи и опускает туда своё подношение. Другие же кружатся с бутылками молока и чая, они разливают жидкости вокруг себя.

Этот обряд нужен для того, чтобы год был лёгким и удачным, так делают не только в сам праздник, например, буряты брызгают дорогу молоком, перед тем, как выехать из дома. Ритуал должен помочь сделать путь счастливым. Такую историю мне поведала пресс-секретарь администрации Агинского Бурятского округа Долгорма Дашинимаева.

Так называемая официальная часть Сагаалгана закончилась. Завтра на эту сопку приедут верующие, они развесят здесь хадаки и «конь удачи» будет сопутствовать им весь год. А мы направляемся в сам Могойтуй, где и будет празднование Белого месяца.

Триста человек закружились в ёхоре

Подъезжаем к центральной площади посёлка, а здесь буряты уже готовятся отмечать! Стоит традиционная юрта, которую можно собрать и разобрать буквально в любом месте. Вокруг бегают люди в дэгэлах, одеты по всем традициям даже самые маленькие.

Пока я осматривала местность, со сцены вдруг зазвучала бурятская народная музыка, на сцену вышли дети в белых костюмах кролика, к ним присоединился большой кролик, голова которого была размером с самих детишек. Они танцевали, а за ними вышли девушки в традиционных нарядах и мужчины со знамёнами каждый своего рода. Шумные празднования будут идти весь день.

На площади есть один необычный гость — конь. Приехал с ним внук знаменитого забайкальского наездника из села Цакто-Хангил Баир Цымпилов. Эту историю ему передавали из поколения в поколение, но имени своего предка он не помнит. Сегодня Баир предлагает детям покататься, некоторые из них сегодня впервые сядут в седло.

За разговором он приглашает проехаться и меня. Проходим кружок вокруг юрты и, немного, освежившись, уже одна вхожу внутрь.

Здесь уже накрыт стол, хозяйка приглашает меня на празднование. Садиться нужно на восточную сторону, она считается женской половиной. Рядом со столом располагается печь, точнее, очаг.

— У нас есть такое поверье, что в очаг нельзя бросать мусор, волосы и всё, что принесли с улицы, он должен быть чистым. Его также нельзя тушить водой, огонь нужно только засыпать землёй, — рассказывает девушка.

На столе разные закуски, начиная от традиционного творога с черёмухой и заканчивая современной курицей в панировке. Мне подают чашечку чая с молоком, и мы начинаем трапезу.

— Раньше в юртах накрывали стол из мясных и молочных продуктов, мы народ кочевой и сельским хозяйством тогда не занимались, сейчас из таких блюд у нас представлена черёмуха, перетёртая со сметаной и творогом. Это традиционно, а вообще, в бурятских семьях такое блюдо готовят с разными фруктами или с печением, детям очень нравится, — за обедом рассказывает она.

Юрта остаётся неизменным жильём кочевых бурят. Фото: ИА ZabNews

После мужчина в дэгэле приглашает меня поближе к площади, чтобы посмотреть масштабный танец ёхор. В нём на тот момент закружилась все, кто был на празднике, человек так 300 взялись за руки и пошли по кругу под бурятскую музыку.

Танец завершился, и люди разошлись по палаткам разных районов. Для начала я заглянула к Могойтуйскому. Жители представляли различного рода шахматы, были здесь фигурки из нефрита, которые подарил району сенатор Баир Жамсуев. Этими шахматами представители района гордятся, но есть у них и свои, традиционные. Фигурки в них выглядят чуть иначе, например, вместо привычной ладьи, черепаха.

— Это монгольские шахматы, у них отличаются фигурки и даже некоторые комбинации, а сделаны они из кости, — замечая мой интерес к фигуркам, объясняет мне одна из празднующих.

Агинчане готовили монгольские блюда в своей палатке. На входе меня встретили два высоких мужчины в тех самых дэгэлах, они приглашали всех желающих к столу. Монгольская кухня славится своим национальным сытным чаем. Он состоит из масла, муки, соли и зелёного чая. Улыбчивая девушка наливает его прямо на входе из большого красного ведра, решаюсь попробовать.

На вкус, чай он напоминает меньше всего, скорее похож на бульон. Однако, он довольно терпкий, в общем, на любителя. Здесь стоят и обычные буузы, салаты и всё, что мы привыкли видеть. Однако, есть и несколько особенностей, а именно самодельные конфеты. Их готовят из творога и разных фруктов и ягод, по вкусу похожи на начинку от глазированных сырков. Есть здесь и десерты, которые могут храниться десятилетиями — монгольские лепёшки из сушёной черёмухи и просто сушеный творог, их привезли прямо из соседней Монголии.

Закончив осмотр местной кухни, иду на площадь, а здесь уже вовсю играют в «зайчиков», как называют их жители. Взрослые мужчины прыгают в мешках наперегонки, зрелище довольно милое. Остаться здесь хотелось бы подольше, но нам пора возвращаться домой.

Праздник Сагаалган будет идти ещё несколько дней, буряты пойдут друг к другу в гости и развешают «коней удачи». А у нас начинается дорога обратно, работать на таких мероприятиях всегда приятно и интересно, ведь здесь нет повседневных проблем, всё легко и весело. Говорят как новый год встретишь, так и проведёшь, очень хочется в это верить!

Увидели опечатку в тексте? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также: