Большинство городов в России отказались от выборов мэров, отдав предпочтение другой системе управления – так называемому институту сити-менеджеров. Читу тоже не обошла муниципальная реформа, в 2014 году Законодательное собрание приняло закон, внесённый губернатором, упразднив прямые выборы.
«У нас сейчас глава города избирается из числа депутатов читинской думы, а руководитель администрации назначается гордумой по контракту. Такой вариант тоже допустим и возможен. Но моя позиция такова: нужно проводить всенародные выборы главы городского округа, как это было при Михалёве. На выборы должны идти наиболее подготовленные, мудрые, грамотные, познавшие жизнь кандидаты, знающие экономику, финансы, знающие, как с людьми общаться, как людей призывать, настраивать на добрые хорошие дела – это было бы верно и правильно. У главы города сосредоточена высочайшая ответственность за дела в городе и за эффективную, результативную работу самой администрации. Поэтому человек должен быть подготовленный, грамотный в экономическом и финансовом плане, должен быть хороший организатор. Если будет избран мэром человек, который вдруг окажется неподготовленным, то это будет откат назад. Такие моменты на практике были по целому ряду районов Забайкальского края», – сказал Сутурин. Фото пресс-службы Законодательного собрания Забайкальского края |
«Мэра выбирают обычные люди, которые в своей повседневной жизни далеки от понимания всей полноты задач исполнительной власти муниципалитета. А этих задач очень много, и они постоянно дополняются. Как показывает практика, зачастую избиратели голосуют за человеческие качества кандидата. При этом победа на выборах в большинстве случаев зависит не от наличия у кандидата необходимых для должности компетенций, а от квалификации его политтехнологов. По условиям выборов чётких и жёстких требований к наличию у кандидата профессиональных качеств просто не предусмотрено. Поэтому гарантировать, что избранный мэр будет иметь необходимые опыт и компетенции в области муниципального управления, на этапе выборов представляется проблематичным. К сити-менеджеру имеются чётко прописанные конкурсные требования, которые, пусть не на 100%, но гарантируют требуемый уровень профессиональной пригодности. Выборы мэра – достаточно затратное мероприятие. В отличие от прямых выборов, проведение конкурса на должность сити менеджера не требует больших бюджетных расходов. В случае плохой работы мэра добиться его досрочной отставки возможно только теоретически. Если сити-менеджер не будет справляться, то его просто уволят, а конкурс на эту должность проведут вновь», – сказал Ярилов. |
«Профицит – это как в мультике про 38 попугаев. Что такое куча? Это когда съел, осталось и больше не хочется. А мало – это когда всё съел, а ещё хочется – вот у нас примерно такой бюджет. Очевидно, есть необходимость в большем бюджете. Конечно, человек, который будет идти на роль сити-менеджера, должен абсолютно понимать стратегию экономии – куда лучше тратить средства. Будущему сити-менеджеру первым делом посоветовал бы начать с организационной структуры в городе: убирать лишних чиновников, которые получают зарплату, не неся нужных полномочий. Будет у нас много денег, тогда уже можно себе расширить замов и так далее. Сити-менеджер должен понимать экономику, потому что пообещать можно много, но сделать получится намного меньше, не потому что человек не хочет этого делать, а именно из-за того, что в бюджете не заложены средства. У сити-менеджера таких полномочий, как выбивать деньги у губернатора, не должно быть. Этим должны заниматься глава города с думой и направлять необходимые суммы в город, а сити-менеджер как управленец должен исполнять те решения, которые приняла дума, доводить всё до ума, вести текущее хозяйство, как полагается», – сказал Коростелёв. |