Связь с редакцией
Пожалуйста, оставьте настоящие данные, чтобы мы могли связаться с вами и уточнить информацию. При необходимости мы гарантируем вам анонимность.
20 апреля 2024, 09:08
20 апр.
В Чите:-1°C
$ 93.44
€ 99.58
¥ 12.88

Сэкономим на чиновниках. Интервью с депутатом Законодательного собрания Константином Коростелёвым

Артём Сазонов
9 ноября 2022

Почти 300 миллионов рублей тратятся на содержание районных администраций Читы в год, а штат сотрудников, по данным краевого минфина, превысил положенную норму на 80%. После таких цифр задаёшься вопросом об эффективности городской администрации: сколько они получают и сколько отдают народу. С этим вопросом мы пришли к депутату Законодательного собрания Константину Коростелёву, который состоит в комитете по государственной политике и местному самоуправлению и занимается в том числе и вопросами эффективности чиновников.

Депутат Константин Коростелёв во время публичных слушаний по бюджету на 2023 год призвал сократить штат сотрудников в районных администрациях Читы, а сэкономленные деньги направить на социальные нужды города.

Районные администрации как дубликат мэрии

— Накануне вы заявили о необходимости сократить штат чиновников в районных администрациях. По вашему мнению, до какого уровня и по каким критериям нужно проводить это сокращение, если всё же оно когда-нибудь случится?

— Необходимость в том или ином чиновнике должна исходить из того, насколько он будет полезен, его функциональной значимости. Каждый чиновник получает зарплату из бюджета: муниципального, краевого, федерального уровня – не важно, это наши налоги.

Общался с работниками администрации и с коллегами-депутатами из гордумы, есть мнение, что эти районные администрации не нужны, потому что они в большей части дублируют полномочия.

Более того, если взять уровень всего Забайкальского края, тогда у нас получаются двойные стандарты. Есть районы, которые преобразовали в муниципальные округа, в этих округах упразднились во всех поселениях местные администрации. Тут мы не смотрим на присутствие власти, на доступ людей к власти, при этом же администрация города нам трактует следующее: районные администрации нужны, потому что есть такое-то постановление, закон, нормативно-правовой акт, которые регламентирует обеспечения доступности населения к власти.

— Можете объяснить, как трактовать это требование закона: доступность власти?

— Доступность власти – это не значит, чтобы был раздутый штат чиновников или чтобы эти администрации были натыканы, грубо говоря, на каждом квадратном километре. Доступность – это открытость, чтобы можно было в тот же комитет ЖКХ, комитет по имуществу или любую структуру спокойно прийти, подать заявление, чтобы его оперативно рассмотрели, при необходимости получить консультацию – это и есть доступность власти.

— Для этого, получается, нужен немаленький штат сотрудников?

— Мы не говорим о полном упразднении районных администраций. Например, у глав зарплаты под 200 тысяч, немногим меньше [зарплата] у их замов. Фактически глава района – это зам Сапожникова. (Александр Сапожников, руководитель администрации Читы - ред.). Получается, у него целая гора замов, у этих замов есть ещё замы. Население не понимает, чем они конкретно занимаются.

Давайте уберём глав, этих дорогостоящих чиновников. Оставим органы опеки, специалистов, которые будут заниматься проблемами людей на местах. Но эти специалисты должны работать не в администрации района, а напрямую –  профильных комитетах нашего города. Ещё поставить секретаря, который бы принимал обращение от граждан. Остальными ставками, которые упразднятся, можно по необходимости дополнить численность комитетов, где необходимо усилить штат.

Отсутствие глав – это экономия. Если взять зарплату в 200 тысяч плюс минус – у кого-то может быть и 80-100, – в месяц мы сэкономим 800 тысяч рублей, а за 10 месяцев мы сэкономим 8 миллионов. На эти деньги можно и собак отловить. Тот же самый ремонт крыши в поликлинике стоил 5 миллионов. У нас есть школы, где требуется ремонт, но на это денег нет, но зато на чиновников есть.

Таких нюансов много. Пожалуйста, вариант про ржавый гвоздь. Центральный район, рядом стоит красивое здание отремонтированного драматического театра, известный всему городу Арбат, на котором любит собираться молодёжь, и тут же убитые лавочки.

Депутат Законодательного собрания Забайкальского края Роман Берг пришёл к главе Центрального района Читы Игорю Калмыкову и положил ему на стол ржавый гвоздь, который достали из скамейки. Также он написал обращение к чиновнику: «Главу Центрального района Читы Игоря Калмыкова пора менять». Игорь Калмыков обратился к заксобранию, чтобы осудить поступок Романа Берга, но на октябрьской сессии депутаты не стали выносить публичное порицание.

«Зачем нам эти примочки к телу администрации города?»

Некоторые работники администрации неоднократно указывали на то, что нахождение районных администраций лишь усложняет работу самой администрации из-за того, что дублируются полномочия. Хотя сотрудники комитета города могут выехать, определить соответствующую позицию и сделать. Главное, чтобы это было на благо людям.

Пиарятся районные администрации – да пиарятся. Перетягивают одеяло на себя на делах, которые они не делали или даже раньше противостояли. Могу привести пример: сквер «Солнечный», Турсабаев (Василий Турсабаев, глава администрации Черновского района Читы - ред.) в своё время был против его благоустройства, тянул другое, потом, когда начали строить сквер, он нашёл якобы общественников, которые этого всего добивались, но которые никак не относятся к тем общественникам, которые реально добивались строительства этого сквера с 2016-го года. Для этого они созданы, как буфер между народом и действующей властью города, и для того, чтобы бегать по выборам с кандидатами от «Единой России».

Недавно прочитал в одном из пабликов выражение. Люди живут на КСК и жалуются на плохую воду, в ответ им кто-то пишет следующее: «за это надо благодарить тех, кто голосовал за Ядрищенского (Андрей Ядрищенский, гендиректор «Водоканал-Чита», депутат гордумы - ред.), который является руководителем «Водоканала». За эти года он не может решить эту проблему. Даже если не «Водоканал» виноват, а управляющая компания, но ты же всё-таки зампредседателя думы, так ты воздействуй своими полномочиями.

Главы администраций именно как хозяйственники работу не выполняют. Некоторые главы считают, что их мнение – единственное верное, это наитупейший подход к работе. Зачем нам эти примочки к телу администрации города?

— Как быть с теми, кто не сидит на первых рядах в районных администрациях, но при этом выполняет важную работу: проектировщиками, соцработниками и другими специалистами?

— Фактически в нужном объёме административной работы нет, но при этом они получают зарплату. Конечно, не все сотрудники работают за какие-то огромные деньги, есть и те, которые получают и 20 тысяч рублей. У нас же ставится вопрос не о том, что мы чужие деньги считаем, а о том, зачем вы там нужны. Если у сотрудника действительно важная работа, то давайте тогда уберём Турсабаева или любого другого чиновника.

— Насколько эффективно себя показывает связка – Ярилов-Сапожников?

— Ничего не хочу сказать против Ярилова (Евгений Ярилов, глава Читы - ред.), потому что знаю его как человека достаточно опытного, мудрого и грамотного. Я всегда приводил пример, пусть он звучит как-то грубо, но тем не менее. Если брать структуру какого-нибудь предприятия, у него есть директор, а хозяйственной частью занимается заведующий по хозяйству – завхоз. Если переносить это на администрацию города, Ярилов у нас как бы директор, глава города, которого не выбирал народ прямо, а выдвинула дума из своего состава, а Сапожников (Александр Сапожников, руководитель администрации Читы - ред.) является руководителем администрации, который нанят по контракту этой думы, он перед думой подотчётен. По факту Сапожников есть исполнитель у Ярилова, а Ярилов есть работодатель Сапожникова, вернее сказать, гордума целиком.

Парламентская борьба

— Поговорим немного о вашей парламентской работе. После того, как вы вышли из КПРФ, есть ли у вас возможность не голосовать так, как решила партия?

Согласно действующего законодательства депутат сам принимает решение, руководствуясь своими принципами, взглядами и в первую очередь требованием своих избирателей. Да, во всех фракциях есть такое понятие, как дисциплина - все голосуют именно так, как решили в партии, и никак иначе, но не всегда это согласовывается с чаяниями избирателей.

Например, в прошлом году КПРФ голосовала протестно против бюджета. По большому счёту для меня не понятно, почему нужно было голосовать против. А как я могу голосовать против бюджета, в котором заложен ремонт бассейна в школе № 30?! Я провёл большую работу, договаривался с Кефером (Андрей Кефер, первый заместитель председателя правительства Забайкальского края - ред.), чтобы в бюджете были заложены средства, и я при принятии бюджета вдруг голосую против – это бред. Естественно, я свою позицию объяснил.

В КПРФ фракцией управляется бюро партии. Ну, давайте попросим его объяснить тот или иной законопроект. Я уверен, что они 99,9% законопроектов не понимают. Да, [бюро] находится под управлением…но это достаточно непонятно. Если депутату выгодно для округа предусмотреть что-то в бюджете, тогда депутат должен голосовать в интересах избирателей, но никак не в интересах партии, какая бы она не была.

— Согласно уставу партии, меньшинство подчиняется решениям большинства. Соответственно, если партия решила голосовать, то как быть депутату в этом случае, ведь он должен ещё и учитывать интересы своих избирателей?

— Для этого мы наделены депутатскими государственными полномочиями – для того чтобы была голова на плечах, отстаивать свою позицию. Можно протестовать просто потому что мы протестуем, проводить такую протестную политическую линию, так многие и делают, но иногда политика и реальное дело не согласуются и, бывает, находятся на разных берегах. Для этого депутат наделён всеми законными полномочиями, чтобы думать головой и принимать ту или иную позицию, чтобы потом не было такого - проголосовал против бюджета, а тебя, например, потом спросили: «а почему вы обещали то-то сделать, а этого нет. Ты тогда должен сказать честно: «знаете, а я не проголосовал за бюджет, потому что я решил, что мне надо поддержать партийные интересы».

— Чтобы голосовать так, как ты хочешь, нужно выйти из партии?

— Не обязательно. Достаточно иметь стойкую позицию и башку на плечах.

— После этого же поступят нарекания от партии..

— Ну что там будет, в угол поставят?

Если в партии орган работает как партия, то есть имеются мнения, то любой её член может объяснить свою позицию. Если в бюро сидят грамотные люди, которые тоже понимают, что партия должна работать в первую очередь для населения, то они должны прийти к какому-то решению – поддержать или, грубо говоря, хотя бы его не казнить.

А если у тебя в бюро находятся люди, которые тебе подчиняются только потому, что их держит зарплата или они видят только перед собой устав и больше ничего – тогда да, тогда будут вноситься элементы наказания. Тут должен быть баланс разумного поступка и причастность к чему-либо.

— Какими качествами должен обладать человек, желающий стать депутатом или работать в органах исполнительной власти и быть эффективным?

— Главным образом это привязанность не к месту, а к населению. Работать не на галочку, не работать для того, чтобы твою работу было видно, а работать только для населения. Не важно, трудится депутат на платной или неоплачиваемой основе, потому что есть много нюансов, когда человек начинает получать деньги и боится с какой-то лишней инициативой выйти – вдруг мне что-то скажут и уволят, и такое есть.

Кроме того, надо понимать, что делать, что такое структура власти. Не просто амбициозно что-то кричать, а представлять, как чего добиться. Нужно будет выдерживать критику со стороны населения. Нас же всех депутатов критикуют: вот, они сидят ничего не делают, денег много получают. Я например ни копейки не получаю как депутат, но работа идёт, законопроекты пишутся и контрольная деятельность от меня исходит.

Депутат должен стремиться исполнять те функции, которые на него возложены не только для своей презентабельности, а для тех, на кого он работает. А любой государственный деятель работает на население, и не важно, из какой он ветки власти.

Увидели опечатку в тексте? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также: