Бутылки из-под спиртного, детский кроссовок, презервативы, бычки от сигарет, чья-то шапка и матрас, вероятно, для отдыха постояльцев – всё это есть в недостроенном доме на улице Токмакова, 30, в Чите, где 21 июня 2021 года 30-летний мужчина надругался над двумя детьми. Забор для безопасности граждан администрация города построила, но прошёл год, и его остатки лежат внутри, снаружи и болтаются в вырытом под фундамент котловане. Время всё залечило, люди забыли, трагедия превратилась в очередную городскую легенду, и ничего не мешает ей вновь повториться.
В некоторые помещения здесь не хочется заходить даже в респираторе, нужен как минимум противогаз. Запах переваренного выпитого и съеденного режет не только ноздри, но и глаза. Выходя к задней стороне дома, вам откроется невероятный вид на котлован. Бетонная плита под ногами качается, а внизу виднеются стройматериалы, мешки, чья-то сломавшаяся мебель.
Войти сюда не мешает вообще ничего. Можно было бы сказать, что все двери открыты, но дверей нет, только проёмы под них в трёх подъездах. Даже через окно лезть или искать какую-нибудь лазейку не придётся – всё доступно.
Подростки с баллончиками с краской добрались даже до второго этажа и украсили художествами картину безысходности этого строения. Впрочем, лестницы в здании нет, есть шахта лифта, лифта нет. Подняться наверх можно только с навыками скалолазания, шаг за шагом наступая на остатки кирпичей и держась за бетон с оголённой арматурой.
Администрация Читы заявила, что уже строила здесь забор и вновь этого делать не будет. Обязанность по охране заброшки, по их словам, лежит на собственнике. Впрочем, собственниками они посчитали тех самых 36 обманутых дольщиков, которые вложили свои деньги в квартиры и не дождались их спустя десятилетие. Большая часть этих людей получила компенсации, жильё или земельные участки в других местах, но, по мнению, мэрии банальный забор вокруг опасного места должны строить именно они.
У государственной инспекции Забайкалья на это есть другое мнение. Собственником является застройщик, если конкретнее, то многопрофильное предприятие «Север». Правда, по данным сервиса по проверке компаний Cheko.ru, фирма обанкротилась и именно поэтому не взялась консервировать объект, не пытаясь его достроить.
Фонд развития территорий 23 июня опубликовал пресс-релиз, который дал понять, что история с этим недостроем ещё не окончена. Ещё есть надежда, что какое-то сооружение на участке в 2,7 тысячи квадратных метров всё же появится. Его выставят на торги, и территорией будет распоряжаться купивший участок инвестор. Насколько это затянется и успеет ли здание развалиться под собственным весом или от интенсивных вечеринок – неизвестно.
Для справки отметим, что недострой находится в зоне патрулирования полиции. По данным пресс-службы УМВД по Забайкальскому краю, преступлений здесь с 21 июня 2021 года по 9 июня 2022 года зафиксировано не было. Это, конечно, радует, но как же быстро все всё забыли.
Ещё год назад общественники кричали об опасности объекта, следователи организовывали проверку в отношении сити-менеджера Читы Александра Сапожникова из-за халатности по отношению к недострою, но о результатах проверки никто так и не узнал.
Так происходит при каждой трагедии в Забайкалье не только с заброшенными домами, хотя в Чите их сотни, а в регионе – тысячи. Какой-то человек в пиджаке заявляет на камеру, что, мол, да, такая проблема есть давно, и он постоянно говорил о ней вышестоящему руководству, но они почему-то ничего не делали.
«Ох, как грустно, что это всё-таки произошло», – вздыхает он.
Прошёл год, и этот образный человек в пиджаке молчит.
Все эти пламенные речи вновь повторятся, когда на Токмакова, 30, или в любом другом здании произойдёт несчастье. И следователи, может быть, тоже проверку организуют. Но какой в этом смысл, если мы не можем построить банальный забор и уследить за его целостностью? Какой в этом смысл, если мы всё время ищем крайнего и не ищем решений проблемы?