Про забайкальские тарифы на электроэнергию приходится слышать в разговорах с самыми разными людьми: с малыми и средними предпринимателями, с крупным бизнесом, с обычными соседями и знакомыми. И каждый раз они — про высокую цену киловатта, которая для кого-то становится одной из причин уехать из региона, а для кого-то препятствием в развитии своего дела или, хуже, одной из дорог к банкротству.
При этом часть тарифа не повышается с 2016 года, и это с каждым годом всё сильнее влияет на объёмы ремонтов, по словам заместителя генерального директора — директора ПАО «Россети Сибирь» — «Читаэнерго» Николая Злыгостева. Он встретился с журналистами 23 ноября и рассказал:
— из чего состоит забайкальский тариф;
— почему он намного выше иркутского;
— какие работы удалось выполнить в 2021 году;
— про планы на 2022 год;
— что будет, если не решить проблему с замороженной частью тарифа.

3,16 рубля за киловатт — откуда взяли?
Разговор об этом можно начинать с боли для всех забайкальцев: в Иркутской области цена киловатта для населения сейчас составляет 87 копеек. В Забайкальском крае — почти 2 рубля 71 копейку. Если вы ещё не посчитали, то разница больше чем в 3 раза. Конечные цены для прочих потребителей за киловатт в час тоже не в пользу Забайкальского края: у нас 4,25 рубля, в Иркутской области — 3,35 рубля. В среднем получается 3 рубля 16 копеек в Забайкальском крае и 2 рубля 99 копеек в Иркутской области.

Максимальный тариф для населения в этой зоне в Республике Алтай — 3,52 рубля, максимальный средний для прочих потребителей в Томской области — 5,82 рубля.
Но вернёмся к Иркутской области, где тариф для населения ниже Забайкальского более, чем в 3 раза. При этом потребление электроэнергии на одну условную единицу электросетей в 4 раза больше. Благодаря большому количеству крупных потребителей, по словам Николая Злыгостева, иркутяне могут позволить и низкий тариф для населения, и расходы на содержание условной единицы почти в два раза больше, чем у нас: 50 тысяч рублей против 29.
И это при том, что электросети Забайкальского края изношены на 73%, и их необходимо как можно скорее обновлять, потому что такой износ — это прямая дорога к авариям.

«Это большая цифра, и она не меняется из года в год», — сказал Николай Злыгостев. О том, почему она не меняется, — чуть позже.
Проще говоря, у иркутян благодаря тому, что в области много крупных предприятий, есть возможность удерживать тарифы на комфортной для населения отметке. В Забайкальском же крае такие предприятия можно пересчитать по пальцам, и самое крупное из них — Забайкальская железная дорога, доля которой в структуре энергопотребления региона составляет 50%.
Другой забайкальский минус — это изношенность сетей, три четверти которых — вы только вдумайтесь — необходимо обновлять уже сейчас. Одномоментно решить эту проблему невозможно, и каждый год компания составляет план ремонтов, который сейчас помогает разве что латать самые очевидные дыры. И то с той долей вероятности, что дай бог «не порвётся» где-то в других местах.
«Подготовлены дополнительные аварийно-восстановительные бригады, проверена спецтехника и резервные источники энергоснабжения, мы сформировали аварийный запас материалов и оборудования в объеме 68 миллионов рублей. Соответственно, считаем, что филиал готов к работе в осенне-зимний период и надеемся, что мы его пройдём на достойном уровне. Но есть у нас ряд проблем, без такого не обходится, есть вопросы», — мягко подходит Николай Злыгостев к непростой теме перед тем, как заговорить про износ, а после — и про причины.
За инфляцией
«За последние 10 лет инфляция в стране обогнала рост тарифа на передачу электроэнергии фактически больше, чем в 2 раза. С 2016 года эта составляющая тарифа не возросла», — продолжает он.
Чтобы понять последствия такой заморозки для забайкальской энергетики, самое время посмотреть, из чего вообще состоит тариф. Напомним, средняя цена киловатта в час у нас в крае сейчас равна 3,16 рубля. В эту сумму входят покупка электроэнергии на оптовом рынке (2,03 рубля), 25 копеек идёт за услуги Федеральной сетевой компании, 7% или 21 копейку от тарифа составляет сбытовая надбавка компании «Читаэнергосбыт», 9 копеек — прочим территориальным энергосбытовым организациям (ТСО) и 57 копеек — компании «Читаэнерго». Как раз эти 57 копеек и не индексировались вот уже 5 лет. При этом по федеральному законодательству тариф на передачу ежегодно может индексироваться до 4-5%.

А теперь будет микроматематика. От 57 копеек за киловатт час 38% идёт на инвестиционную программу компании, 24% — на ремонты, 21% составляют расходы на содержание сетей и 18% расходуются на льготное технологическое присоединение.
«На сегодняшний день все наши затраты тарифом не покрываются. Кроме того, рост стоимости электротехнических материалов за последний год — опор, металла — подрос на 80-90%. По отдельным позициям стоимость возросла до 4 раз, стоимость спецтехники выросла на 50%. Кроме того, необходимо индексировать заработную плату производственному персоналу. Это те люди, которые в любое время дня и ночи, в любую погоду готовы, в случае необходимости, приступить к аварийно-восстановительным работам, — Злыгостев делает небольшую паузу. — Что мы имеем? Мы имеем рост цен, при этом собственная выручка не растёт, и для того, чтобы обеспечить выполнение обязательств, мы снижаем объёмы. То есть с каждым годом объёмы выполняемых работ у нас падают. Если ещё несколько лет назад мы меняли 5,5 тысяч опор, то сейчас уже 5 тысяч опор».

Проблема всего Забайкалья
Уже сейчас необходимо дополнительно ежегодно менять 3,5 тысячи высоковольтных опор, реконструировать более 2 тысяч километров распределительной сети, которые крайне требуют замены. Помимо этого, необходимы 125 новых единиц спецтехники и 80 автомобилей для бригад.
«Если тарифы равны нулю, то объём [работ] кратно снижается, и каждый год проблема нарастает», — заявил руководитель «Читаэнерго» журналистам.
Правительству края и руководителям «Читаэнерго» пора садиться и решать, как выходить из этой ситуации.
В рухлядь, если не ремонтировать, не поддерживать, не строить новое, когда-то превращается всё. И положение в Забайкальском крае сейчас гораздо серьёзнее, чем может показаться на первый взгляд.
Это уже не локальная проблема компании-монополиста, а проблема всей забайкальской энергетики, к которой разные управленческие команды компании и правительства региона шли последние годы. Добавьте к этому нарастающую вероятность аварий, и картина будет почти полной.
Если эту проблему не начать решать — а пока этого не наблюдается, — то в ближайшие годы можно будет говорить лишь о сокращении объемов ремонтов и замены оборудования и о замедлении всех процессов в отрасли. И не только в ней. Никаких новых проектов, никакого развития, никаких прорывных разработок, способных помочь экономике региона. Мы точно этого хотим?