ДО НОВОГО ГОДА ОСТАЛОСЬ
0
0
дней
0
0
часов
0
0
минут
0
0
секунд
С Новым годом!
Новогодние открытки, созданные с любовью и теплом, могут стать неповторимым подарком

Юрий Кон: «На выборы в Госдуму нужно вернуть самовыдвиженцев»

Избирательная комиссия Забайкальского края подвела итоги выборов в Госдуму, которые для многих оказались неожиданными. Про плюсы и минусы многодневного голосования, партийных и беспартийных кандидатов - в интервью с председателем Законодательного собрания Забайкальского края Юрием Коном.

Председатель Законодательного собрания Забайкальского края Юрий Кон

Юрий Михайлович, выборы состоялись, новые депутаты Госдумы избраны, новый депутат Законодательного собрания края — тоже. У вас, как у политика и парламентария с 20-летним стажем, безусловно, есть свой взгляд на прошедшие выборы. Давайте начнём с того, какие особенности, плюсы и минусы имела нынешняя избирательная компания?

— Я думаю, что любые выборы имеют свою специфику, и нынешние, конечно, не исключение. Какие особенности я бы отметил? Первое — это трёхдневное голосование. Это новый формат, и для избирателей, я считаю, сделано хорошо: есть возможность выбрать удобный день. Аргумент, что у меня урожай, надо на даче копать картошку и поэтому я не смогу проголосовать, уже не принимается. Если спланировать нормально, если ты действительно хочешь воспользоваться своим конституционным правом, 10-15 минут, чтобы посетить избирательный участок, найти нетрудно. Позиция многих: один мой голос ничего не решает. На мой взгляд, это в корне неправильный подход, потому что даже если тысяча человек пришли на избирательный участок, ты среди этой тысячи, выразив своё мнение, даёшь возможность выиграть тому кандидату, который лучше других показал себя в ходе избирательной компании, кому люди поверили. Поэтому надо идти и свой голос отдавать. Эти 3 дня, я считаю, эту возможность дали. С этой стороны для избирателя, это, безусловно, плюс.

Но я вижу в этом и минус. Трёхдневное голосование, с моей точки зрения, дало возможность кандидатам в депутаты шире применять разные технологии, в том числе грязные. И мне предстоит детально обдумать и проанализировать все этапы и шаги прошедших выборов, поскольку в моём личном опыте выборных компаний многодневное голосование было впервые.

Ещё одна особенность в том, что у нас в этом году в Госдуму было много приезжих кандидатов. Для нашего региона, всех забайкальцев это не есть хорошо. Если я ошибаюсь, и все они будут, как обещали, работать на пользу Забайкалья, будет замечательно. Однако опыт показывает, что этого, к сожалению, не происходит. На практике они решают свои вопросы, а краевые наши беды и проблемы остаются на втором плане.

Здесь возникает вопрос и в отношении избирательного законодательства. В последнее время с политической сцены как класс исчезли кандидаты-самовыдвиженцы. Почему? Люди боятся идти именно как самовыдвиженцы, потому что им нужно собирать подписи. К сожалению, при сборе подписей могут быть «подставы». Они всплывают при их сверке, а результат плачевный — тебя снимают с дистанции.

Я убеждён, что мы не должны лишаться самовыдвиженцев, и с этой целью надо внести поправки в законодательство, продумать иной механизм сбора подписей. Возможно, задействовать в этом процессе цифровые технологии — ставить подпись не от руки, а использовать электронную подпись, которую никак не подделаешь. Эти вещи, я считаю, должны быть закодированы, чтобы человек — если он подписался за того или иного кандидата — был застрахован от негативных последствий.

При этом с самовыдвиженцами надо работать. Многие сейчас идут на выборы от партий, хоть никогда в них и не состояли…

— Партия становится своего рода зонтиком, который предохраняет от всех ненастий…

— Именно так. Если партия выдвигает кандидата из числа своих членов или сторонников, это очень хорошо. Но я убеждён, что и у тех, кто не состоит ни в одной из партий, но у кого есть конструктивные, здравые идеи, кто действительно готов работать, чтобы жизнь менялась в лучшую сторону, должна быть возможность участвовать в выборах в качестве кандидатов. И для этого надо подумать о корректировке избирательного законодательства.

Избирателям в данном случае будет лучше и проще: не хочешь голосовать за представителя той или иной партии, ради бога, выбирай среди самовыдвиженцев, ориентируйся по делам конкретного человека. На этих выборах у забайкальцев не было такой возможности, и это, конечно, минус.

Несмотря на всё это, выборы в Госдуму нашем крае состоялись, и хочется пожелать и Александру Скачкову, и Юрию Григорьеву, и Андрею Гурулеву, и тем кандидатам, кто пройдёт по партийным спискам, стать действительно командой, которая пять предстоящих лет будет работать на благо Забайкальского края. Независимо от того, кто в какой партии состоит. И коммунистам, и единороссам, и представителям других партий надо объединиться, чтобы при обсуждении бюджета и рассмотрении всех важных вопросов защищать интересы региона. Это главное пожелание к избранным депутатам.

— Прошедшие выборы в Госдуму — восьмые по счёту. Напрашивается вопрос: а была ли когда-то, действительно, команда?

— Из восьми парламентских созывов, возможно, да, были когда-то более, когда-то менее сплочённые составы, но здесь и сейчас, без оглядок на прошлое, нам крайне важно, чтобы Забайкалье в Госдуме представляла именно команда. Те, кто обещали для края одно, второе, третье и так далее, им нужно объединиться и делами доказать, что они не зря давали свои обещания. По одному пробиться будет сложно, поэтому для решения проблем края, я убеждён, нужна единая команда.

— Юрий Михайлович, хотелось бы услышать ваше мнение и о количественных итогах выборов в Госдуму.

— Я, наверное, что-то сверхъестественное не скажу, выборы — это подведение итогов деятельности, потому что партии должны существовать ради населения. Есть разные технологии выборной компании. Я не говорю, что это в масштабах всей страны они применяются, не претендую на это. Но та действительность, которая есть, где-то может не соответствовать результатам.

«Единая Россия» получила конституционное большинство депутатов в Государственной думе, в Забайкальском крае за неё проголосовали чуть больше 38%. В целом по России партия власти приблизилась к 50%. Но если сравнивать цифры и то состояние, в котором мы сейчас находимся, нужно сказать, что нам дали возможность трезво посмотреть на экономическое и социальное состояние нашей страны. Используя площадку Государственной думы, кандидаты, безусловно, должны постараться и исполнить свои обещания и наказы, полученные от избирателей. И обязательно – отчитаться. Доверие людей, я считаю, это дорога с двусторонним движением, пренебрегать этим нельзя.

Ещё что касается доверия… Явка у нас в Забайкалье была почти 40%, это две пятых населения края. Но 60% остались дома и не проголосовали. Да, были объективные причины: кто-то не смог прийти, заболел или ещё что-то. А большая часть остались дома, и это для нас большой минус, потому что эти люди разочаровались и думают, что все обещания скоро будут забыты. Других вариантов нет: нам нужно как-то поднимать планку доверия людей.

Я считаю, что все партии должны проанализировать это положение вещей после избирательной компании. А будь я журналистом, собрал бы все наказы и обещания, всю макулатуру, которая была выпущена, а через год пригласил бы представителей партий и спросил: «В каком состоянии ваше обещание?». И пусть та партия, которая выдвигала своего кандидата и который наобещал, спросит с него, особенно если он выиграл.

— А по довыборам в Заксобрание? Как Вы оцениваете сам процесс и, главное, результат?

— Здесь тоже есть плюсы и минусы, потому что если бы дополнительные выборы проходили не в год выборов в Государственную думу, то избиратели бы не путались.

Второй момент: обычно если идут довыборы, у нас активность не такая большая. Явка на выборы в Заксобрание была чуть меньше, чем на голосовании в Госдуму. Понятно, здесь федеральное внимание, федеральные деньги… Поэтому нашим кандидатам, которые идут в эти же дни на выборы, нужно вести себя и использовать свой ресурс на более высоком уровне.

Проводить мероприятия после кандидатов в Госдуму получается тяжелее. Эти моменты, безусловно, где-то объективны, где-то субъективны. Те политтехнологи, которые это увидели и находили выход, учитывая эту специфику, я считаю, настоящие профессионалы, которым можно доверять.

Дополнительные выборы по Октябрьскому округу состоялись, и я этому рад. Пришёл новый депутат в Законодательное собрание. Чтобы оно полноценно работало, нужны 50 депутатов. Из всех шестерых кандидатов, которые шли по Октябрьскому округу, Виктория Викторовна Бессонова – профессионал в своём деле. Во-первых, она имеет юридическое образование, а оно для законотворчества определяющее – мы пишем законы. Да, депутат одинаково успешно может иметь медицинское, педагогическое или строительное образование, но его юридические знания имеют особое значение. Депутат, который обладает знаниями в правовой сфере, будет более эффективным, принесёт больше пользы, и сделает это быстрее. В этом плане Виктория Викторовна нам очень подходит. Только теперь ей придётся не защищать права и интересы предпринимателей, а законами регулировать проблемы, которые будут возникать. Мне кажется, ей будет очень интересно познать вторую сторону этой «медали» и проявить себя с законодательной стороны. Я очень рассчитываю, что работе в Заксобрании она будет отдаваться также, как на прежнем месте.

Arrow Left
1 / 2
Arrow Right

 

Читайте также