Совсем недавно кресло спикера Законодательного Собрания Забайкалья занял Юрий Кон. Человек он в политике не новый, однако в кресле главы парламента ему раньше бывать не доводилось. Учитывая, что от взглядов и позиции руководства, так или иначе, зависит и курс региональных законотворцев, мы решили пообщаться с Юрием Михайловичем и задать ему вопросы о прошлой, настоящей и будущей работе парламентариев. И не только об этом.
Есть что обсудить
— Юрий Михайлович, на первом пресс-подходе после избрания вас на должность спикера Законодательного Собрания вы говорили, что одна из задач — наладить диалог между фракциями. Удалось ли добиться на этом поприще каких-то успехов?
— С момента моего назначения на должность прошёл только месяц с небольшим. Поэтому задуманную межфракционную работу я пока не могу оценить. Но вектор задан в положительном направлении. Лично я открыт для диалога и стараюсь транслировать это и на депутатов. Например, ко мне сюда стали чаще заходить. То есть представители ЛДПР и «Единой России» всегда были частыми гостями, а вот депутаты от КПРФ сейчас стали заходить - посоветоваться, предложения какие-то вынести, и это очень отрадно. Диалог между депутатами разных фракций и мною начался.
А что касается взаимодействия фракций, то у нас есть несколько законопроектов, авторами которых являются представители всех фракций.
— Например, какие?
— Ну вот, допустим, законопроект, который касается бюджетного процесса. Депутаты всех фракций подготовили проект закона о том, что бюджет должен вноситься на площадку Заксобрания не 1 ноября, а к 15 октября. Губернатор на него прислал заключение, что не согласен с этой датой, но готов перенести её не на 15, а на 5 дней. То есть он хочет, чтобы его вносили не позднее 25 октября. Сейчас идут переговоры.
— Депутатов не устраивает такой сдвиг сроков?
— Когда этот законопроект писался депутатами всех фракций, было одно время, одно понимание, виденье. Тут дело не в срокахкак таковых - либо 25-го подадут, либо 20-го, либо 1-го. Самое главное - нам нужно качество содержания бюджета. Я буду говорить с представителями фракций (а губернатора я почти уже убедил), что надо обсуждение бюджета начинать прямо сейчас. То есть, краевой Минфин говорит о том, что нужны параметры, согласованные Минфином России, поскольку край дотационный. Но мы пока и не требуем цифры, мы хотим поучаствовать, допустим, в обсуждении строительства школ, садиков или какого-то другого направления. Мы же можем сказать, к примеру, вот в этом году мы будем строить пять школ. И по значимости, острой необходимости в каком-то муниципальном образовании быстрее вводить её в эксплуатацию.
Если денег хватит, мы будем за строительство всех пяти абстрактных запланированных школ. Но если в итоге выяснится, что не на все пять школ дали деньги, мы уже сможем сориентироваться и расставить приоритеты. Губернатор это предложение поддержал и сказал: «Давайте попробуем». Получается, мы участвуем в бюджетном процессе ещё на этапе его формирования — июль, август, сентябрь. И когда в октябре параметры бюджета будут определены, мы сможем во всём легко разобраться. Вот нам на эту статью дали столько-то, на эту столько. В этом я вижу обсуждение бюджета, а не в датах.
— Как вы намерены выстроить работу комиссии по регламенту и депутатской этике, есть депутаты-прогульщики, которые регулярно не посещают заседания Заксобрания и комитетов, что будете с такими делать?
— Мы все учились в школе, вузе и знаем, что есть хорошие ученики, а есть плохие. Говорить, оценивать по этой школе наших депутатов мы не можем. Есть депутаты, которые работают на непостоянной основе, а есть те, кто за это, простите, деньги получает. Они обязаны приходить на работу, как и все.
А что касается депутатов, работающих не на постоянной основе… Вот, допустим, на основной работе меня отправляют в командировку. Я же не могу сказать работодателю, извините, я депутат, никуда не поеду. Но я должен уведомить Законодательное Собрание о том, что по такой-то причине не смогу участвовать в заседании комитета. Но теперь у нас в заседаниях комитетов можно участвовать в режиме онлайн. А если речь идёт о пленарном заседании, то депутату нужно предварительно написать заявление, объяснив причину отсутствия. По некоторым вопросам мы теперь можем учитывать письменное волеизъявление. Но в целом, я считаю, что депутат должен быть дисциплинированным, должен добросовестно выполнять свои функциональные обязанности.
Единые дальневосточники и диалог с бизнесом
— В настоящий момент есть молодые партии, которые не представлены на площадке Заксобрания. Как вы думаете, есть ли у них шанс в 2023 году пройти в краевой парламент?
— Вот взять, к примеру, партию «Новые люди» — я до сих пор никак не могу выяснить, кто у нас в Забайкалье ею руководит. Хотел бы для интереса повстречаться, поговорить, узнать идеологию, цели, задачи, но пока я не могу найти этого человека. Вообще, я считаю, что шансы попасть в 2023 году в Заксобрание есть у всех. Но для того чтобы это сделать — мы же непросто взяли и разделили места между партиями - нужно доверие людей получить. Избиратель будет оценивать по делам. А для этого нужно до 2023 года сделать что-то важное и полезное для людей.
— Вы были активным участником мероприятий от «Опоры России» и знаете проблемы бизнеса. На чём сегодня должно сосредоточиться Заксобрание для поддержки малого бизнеса?
— Тут я вам отвечу коротко. Специально писать законопроекты по поддержке бизнеса, являясь дотационным краем, немного неверно. Но поддерживать предпринимателей, конечно, стоит. В прошлом году на площадке Заксобрания мы приняли восемь или девять законов, направленных на поддержку бизнеса в период пандемии. Буквально сегодня я виделся с одним из предпринимателей, и в процессе разговора мы коснулись принятых нами законов. Так вот он прямо по пунктам сказал, что вот этот, этот и этот закон помогли ему не обанкротиться. Понимаете, мало написать закон, нужно, чтобы он работал. Ведь принятая инициатива не всем может подойти. К тому же есть вопросы, которые мы можем решить на региональном уровне, а есть и такие, которые относятся к компетенции федерального центра — в этом случае мы можем выйти с законодательной инициативой.
К тому же мы готовы работать с инициативами, с которыми к нам обратится бизнес, чтобы разрабатывать и принимать законы, которые помогут на деле.
— Юрий Михайлович, каким Вы видите участие Законодательного Собрания в работе парламентской Ассоциации «Дальний Восток и Забайкалье», на какие проблемы региона намерены обратить внимание её участников?
— Я считаю, что регионы Дальнего Востока, которые исконно относились к этому округу, и Забайкалье с Бурятией, вошедшие недавно, похожи между собой. Знаете, ведь не напрасно говорят, что жители тех же Москвы или Сочи с точки зрения сибиряков и дальневосточников — другие люди. У них другой менталитет, другие взгляды на жизнь, к ним нужно привыкнуть. При этом, я считаю, что в регионах Дальнего Востока люди похожи между собой, в целом у нас схожие проблемы. Поэтому, когда мы выходим с каким-то законом на уровень парламентской Ассоциации «Дальний Восток и Забайкалье», они нас поддерживают. Потому что для них это тоже актуально. Как, например, история с субсидированием авиабилетов. Или наша инициатива по топливу — как его удешевить. Я внёс три предложения и 11 субъектов ДФО нас поддержали. На данный момент законопроект ещё обсуждается, в него вносятся дополнения. А потом его через полпреда президента в ДФО Юрия Трутнева предадут премьер-министру России Михаилу Мишустину. Это в очередной раз доказывает, что всем субъектам ДФО нужно двигаться единым фронтом в отстаивании своих интересов.
— Юрий Михайлович, стоит ли ожидать каких-то кардинальных изменений в работе Законодательного Собрания?
— Я на первом пресс-подходе в новой должности сразу сказал, что я — человек из команды Игоря Дмитриевича (Лиханова — ред.). В 2018 году, когда мы собирались одной командой, у нас были одни цели и задачи. И я врать не буду — мы не всё из запланированного ещё выполнили. Поэтому сейчас моя задача - за эти 2,5 года, увидев недостатки или недорешённые проблемы, попробовать их решить. Чтобы в 2023 году четвёртый созыв Законодательного Собрания начинал не с нуля. Надо рассмотреть структуру, перераспределить обязанности между комитетами, оценить эффективность работы. Может быть, в конце созыва я предложу какую-то другую схему аппарата. Чтобы законы к нам на площадку не только прокуратура, губернатор, федеральные ведомства закидывали, а большей частью разрабатывали депутаты.
Не «решите», а давайте решать вместе
— Юрий Михайлович, тема мусора очень актуальна для нашего края. Вы тоже не остаётесь в стороне от этого вопроса — собирали круглый стол, на котором в числе прочих присутствовали представители «Олерона» и Минприроды. Как вы считаете, каким образом можно решить проблему с отходами?
— Мусорная проблема у нас в России будет ещё долго существовать, но, слава богу, если мы хотя бы шажочками будем двигаться вперёд. Проблема, безусловно, есть. Как пример - на одном из выступлений начальник ЗабЖД Александр Скачков рассказал, как они организацией убрали от мусора большой участок в городе. А через месяц там снова было так, как будто и не убирали. Нам нужно прививать культуру сортировки отходов и отношения к ним. Мусор — это не ради мусора, он должен быть использован. Мы должны помочь рассортировать его и детей нужно приучать к тому, что бумагу надо выбрасывать отдельно, разные виды пластика — тоже. В конце концов, площадки надо устанавливать для раздельного сбора. Но я ещё при этом считаю, что людям нужно дать какой-то стимул. Помните, как в советское время, — собрал макулатуру — получи книгу, деньги, сертификат. Можно по этому пути пойти. Я считаю, что в школах и садиках тема мусора должны быть.
— Но это уже тема экологического образования.
— Да, в том числе. И если приучать детей сызмальства, то всем нам потом будет легче справиться с проблемой мусора. Если мы не будем этот пласт поднимать, то будь у нас хоть 10 олеронов — легче не станет.
А то, что «Олерон» зашёл и программа «буксует», так тут надо помочь. Понимаете, ругать мы можем всегда. Вот мы ездили с депутатами в Приаргунск, и когда замдиректора компании выступал, я тоже немного не выдержал. Ну что это такое — на весь Краснокаменск всего две машины, одна из них сломана. Я поэтому сказал: «Ребята, вы не шутите. К 2024 году это всё может закончиться (имеется в виду поступление денег из федерального бюджета), и вы будете вариться в собственном соку. Пока есть возможность, закупайте технику, контейнеры, боксы. Потом может быть сложнее».
В общем, я считаю, что мусорной реформе должны помогать, в первую очередь, жители. Я регионального мусорного оператора 100% не оправдываю, у меня тут тоже претензий куча. Но если мы не будем искать точки соприкосновения, то ничего хорошего не будет. И у некоторых людей есть позиция — моя хата с краю, ничего не знаю, мусор сожгу, закопаю, в лесу выброшу. И у «Олерона» неотработанная схема общения с людьми, оповещают, непонятно как, не во всех районах можно дозвониться до операторов, чтобы узнать какую-то информацию, потому что связи нет. И эти моменты тоже нужно будет решать. Но, помимо этого, мне кажется, нужно чтобы краевая администрация и депутаты объединились для оказания помощи. А не так — есть вот такая жалоба, решите. Я считаю, что нужно сказать — давай мы вместе решим. Решим, а не решите. Тут огромная разница в подходе. И только все вместе, объединившись, мы сможем справиться с этой непростой задачей.