В феврале 2021 года Забайкальский краевой суд начал рассматривать уголовное дело, заведённое на бывшего сити-менеджера Читы Олега Кузнецова. Экс-градоначальнику инкриминируют взятки в особо крупном размере – а именно 7 миллионов рублей. За счёт этих средств некие предприниматели отремонтировали загородный коттедж Кузнецова в обмен на «покровительство». Впрочем, давайте по порядку.
Что вообще за Кузнецов такой, и почему все о нём говорят?
Олег Кузнецов работал директором в компании ТГК-14, когда его в 2009 году пригласил на должность своего заместителя бывший мэр города Анатолий Михалёв. В 2013 году, когда должность мэра была упразднена в Чите, Олег Кузнецов стал первым замом по городскому хозяйству при новом главе уже горадминистрации Владимире Забелине. Когда последний ушёл в отставку, его место занял герой материала – на наш взгляд, как чиновник, ничем особо не примечательный. Сидел себе тихо в администрации и не отсвечивал. Но, как говорится, чем тише омут, тем больше в нём чертей.
Сидел, но не в траве
В феврале 2020 года Олега Кузнецова задержали по подозрению во взяточничестве. В этот же день стало известно, что его благодетельницей, скорее всего, является лучшая бизнесвумен Читы 2016 года Ольга Лёвочкина, владеющая частными детскими садами. Тогда же в деле появился её супруг-китаец с двойным гражданством – Синь Сюэмин. Они и стали ключевыми свидетелями по делу. Всего же следователям пришлось допросить более 100 человек, и вот, что стало известно из их показаний.
Дружба крепкая не сломается, не расклеится… или нет?
Сити-менеджер познакомился с Ольгой Лёвочкиной, когда та хлопотала о детских садах. Разумеется, ей нужны были земельные участки, а чтобы их быстро и удобно получать – связи в администрации. Тогда-то и началась крепкая взаимовыгодная дружба с хождениями друг к другу в гости и на семейные торжества. Предпринимательница охотилась на «лакомые кусочки» земли для своего бизнеса в сфере образования, но не всегда успешно – в деле есть сведения о том, что она как минимум дважды потерпела неудачу.
Так, в 2017 году администрация Читы выставила на продажу здание по адресу Балябина, 15. Его содержание было убыточным, поэтому «наверху» приняли решение о торгах. Первые 2 раза покупателей не нашлось из-за высокой цены – около 9,4 миллиона рублей. Когда здание снова выставили на публичную продажу, но уже по плану приватизации, утверждённому Олегом Кузнецовым, претенденты нашлись, так как цена снизилась в 2 раза – до 4,7 миллиона рублей. Одной из них оказалась та самая Лёвочкина. Тогда же подсудимый отдал распоряжение бывшему главе комитета по имуществу Сергею Коновалову, чтобы тот принял у себя бизнесвумен и разъяснил ей, как выиграть аукцион на упомянутое здание. Кроме того, Кузнецов звонил Лёвочкиной и сообщал, куда и к кому подойти – записи этих телефонных разговоров в суде предоставил гособвинитель.
Однако советы не помогли – торги предпринимательница не выиграла, так как нашёлся покупатель, предложивший более высокую цену. Кузнецов же после аукциона ознакомился с записью процедуры (чего никогда раньше не делал), чтобы удостовериться, помог ли он подруге. А когда оказалось, что нет, был очень недоволен.
Кроме этого здания Лёвочкину заинтересовал участок земли на Объездном шоссе, 29. Там она собиралась построить круглогодичный детский лагерь и была готова вложить 100 миллионов рублей в это предприятие, но в деле возникли серьёзные помехи. Первая – не подходило назначение земель. Участок ранее принадлежал Минобороны РФ, а на его территории располагалась воинская часть. То есть использовать его можно было только для промышленных нужд (промзоны), а никак не для детского оздоровительного отдыха. Вторая – земля находилась в муниципальной собственности, а надо бы перевести её в краевую, только процесс это не быстрый. Олег Кузнецов вынес этот вопрос на заседание депутатов Гордумы и просил проголосовать за передачу участка, что и было одобрено.
В итоге Лёвочкина взяла участок на ответственное хранение, после того как с этой задачей облажался предыдущий смотритель. Тогда за здание отвечала «РУЭК ГРЭС» под руководством Александра Прокопенюка, но территорию разграбили – вынесли батареи, двери и линолеум с оставшихся на участке зданий. Договор быстро переоформили на бизнесвумен, и какое-то время она следила за территорией. Впрочем, по неизвестной никому причине от строительства лагеря там Лёвочкина отказалась.
Также замруководителя администрации по социальным вопросам и взаимодействию с правоохранительными органами Александр Глущенко рассказал, что предпринимательница обращалась за помощью. В итоге администрация помогла ей получить участок на Матвеева, 12, где сейчас располагается один из её частных садов. Строительством конкретно этого учреждения заинтересовались власти, так как в тот момент мест в садах не хватало. Согласно показаниям Глущенко, он сам хлопотал об этом участке с тогдашним губернатором Константином Ильковским.
Расскажу, но без лишних ушей
С заседания, на котором бизнесвумен давала показания, прессу попросили удалиться. Лёвочкина ходатайствовала об этом, ссылаясь на меры безопасности – дескать, журналисты выворачивают факты и пишут неправду, а потом из-за всплывающих «подробностей её личной жизни» травле подвергается 12-летняя дочь. Её дразнят одноклассники, у которых «сложилось негативное впечатление об их семье» с подачи родителей, читающих сайты местных СМИ. Аналогичное заявление сделал и муж предпринимательницы Синь Сюэмин, только вот ходатайства эти русским по белому говорят о том, что пара деятелей очень не хочет, чтобы всплыли подробности другого уголовного дела, по которому они проходят обвиняемыми. А причина в том, что бизнес в сфере образования у Лёвочкиной не единственный – они с мужем, по данным следствия, в течение нескольких лет незаконно вывозили в Китай древесину, организовав ОПГ из 15 человек. Сумма ущерба составила почти 2,7 миллиарда рублей (среднестатистический гражданин России сможет заработать её при средней зарплате в 25 тысяч примерно за 9 тысяч лет, но люди, к сожалению, столько не живут).
Показания в открытом режиме дал сын предпринимательницы Иван Лёвочкин, однако там ничего особо интересного не было. Почти на все вопросы судьи он ответил, что ничего не знает и ни о чём не слышал, но по закону он может не свидетельствовать против родителей. Сын предпринимательницы пояснил, что Кузнецов у него был на свадьбе, а он ходил к подсудимому на день рождения.
Сгорела хата
Тёща Олега Кузнецова Ирина Пигулевская рассказала, что фигурирующий в уголовном деле загородный коттедж в Атамановке был построен её семьёй в 2012 году на деньги, вырученные от продажи квартиры и акций «Читаэнерго». Подсудимый в этом активно участвовал, а потом заехал туда со своей женой – Еленой Пигулевской.
Пожар в доме, по данным экспертов, произошёл из-за неисправной проводки. Супруга Кузнецова рассказала, что ночью услышала сначала лай собак на участке, попыталась включить свет в коттедже, но его уже не было. Затем она услышала странный треск в гараже, и поняла, что дом скоро сгорит. Так и произошло – от него остался лишь остов. Супруги успели выбежать из коттеджа в первой попавшейся под руку одежде и резиновой обуви.
С миру по нитке
Когда в администрации стало известно о пожаре у Кузнецова, коллеги и депутаты дружно и добровольно начали скидываться на восстановление дома. В общей сложности они собрали 281 тысячу рублей. Глава «Водоканала» Андрей Ядрищенский иронично заметил, что принимать такую помощь на должности не следует, чтобы не оказаться в суде. Кроме денег, на благо погорельцев пошли галстуки, утюг и кофеварка. Однако у Олега Кузнецова были и друзья-предприниматели, которые собрали куда более внушительную сумму. Так, Елена Аршинская (подруга жены Кузнецова) дала 50 тысяч, бизнесмен Аладдин Мамедов – ещё 25. Ольга Седина (тоже подруга жены) и вовсе отдала 250 тысяч, чем очень удивила суд. Торгующая мясом на рынке предпринимательница вошла в положение своего постоянного клиента и пожертвовала 10 тысяч, соседка четы Кузнецовых – 450 тысяч. В общей сложности бизнесмены собрали 785 тысяч рублей, деньгами также помогли ближайшие родственники, но это мы учитывать не будем.
Однако самую неоценимую помощь оказала та самая Лёвочкина. Вместе с мужем они буквально курировали ремонт в доме Кузнецовых, и список трат там был солидный: кухня за 369 тысяч, шторы и гардина за 61, натяжные потолки за 70, автоматические гаражные ворота на сумму 64,5 тысячи, ещё 76 тысяч за газификацию коттеджа и 130 за ремонт крыши. Согласно заключению эксперта, стоимость работ оценивается в 3,6 миллиона рублей.
Мы конечно рады, что есть такие люди, которые запросто достают из сумок шестизначные суммы в безвозмездную помощь другу, но это поражает воображение обычного человека с зарплатой, скажем, в 25 тысяч рублей. Ситуацию усугубляет и положение Кузнецова – поскольку он чиновник, в его окружении проще находятся щедрые друзья.
Продолжение следует