Связь с редакцией
Пожалуйста, оставьте настоящие данные, чтобы мы могли связаться с вами и уточнить информацию. При необходимости мы гарантируем вам анонимность.
30 марта 2024, 01:03
30 мар.
В Чите:-13°C
$ 92.37
€ 99.53
¥ 12.67

А платить за комфорт готовы?

Руслан Симушин
30 января 2023

Признайтесь, бесит, когда больше часа ждёшь маршрутку на 30-градусном морозе, а она ещё и мимо тебя проезжает, потому что место в ней осталось только на потолке? Приятнее этого только когда уехать надо чуть позже 18:00, ведь водители уже сходят с рейса, хотя в Чите маршрутки должны ездить до 22:00. Что же нужно сделать, чтобы проезд в общественном транспорте стал комфортным, а попытка добраться домой каждый раз не превращалась в борьбу за выживание? Об этом мы спросили самих перевозчиков, а также узнали у читинцев, сколько они готовы за это платить.

Пустые и полные маршрутки

Во время опроса перевозчиков прозвучало два противоположных мнения о стоимости проезда и пассажиропотоке. Один из собеседников считает, что маршрутки едут полупустыми, и оплату необходимо поднять до 50 рублей минимум, а другой заявил, что сейчас цена окупает затраты, проблем с пассажирами нет. Впрочем, в одном они всё же сходятся – всё дорожает.

«Дело в чём: цены на машины бешеные. Новые никто не покупает, запчасти для ремонта никак дешевле не сделаешь, заправку тоже. Цена 50 рублей как минимум на билеты должна быть. Я вот с Красноярском созванивался, там уже 50 рублей планируют сделать. У нас если солярка стоит под 68-70 рублей, то там 63 рубля, то есть на 5 рублей дешевле», – сказал работающий на маршруте № 22 перевозчик Сергей Отрощенко.

По его мнению, возить пассажиров на частных маршрутках в Чите стало невыгодным из-за появившихся муниципальных автобусов, которые забирают половину клиентов.

«Муниципальные автобусы, если взять, к примеру, КСКовское направление (КСК - спальный район Читы, ред.) сами не возят и нам не дают. Мы им мешаем, а они нам. В утренний час пик они вывозят людей с КСК, а вечером люди в автобус к ним набиваются, у нас машины ходят полупустые. Они нашего пассажира, которые мы 20 лет возили, приучали, забрали, вот и всё», – заявил он.

Отрощенко отметил, что многие маршруты в Чите умирают, поэтому и новые создавать смысла нет.  По его словам, читинцы вообще стали реже пользоваться общественным транспортом.

«Перед праздниками народ наоборот должен был ехать, а его нет. И в новогодние праздники раньше народ ехал на горки, а горки сейчас и на КСК есть, каждый район свои горки поставил, и всё. Раньше 31-го декабря до 23:00 машины ездили, работали, а сейчас смысла нет, троих туда, троих обратно. Соляркой даже не оправдывается», – отметил перевозчик.

Хозяйка маршрутов № 47 и № 77 Олеся Наговицына, наоборот, считает, что проблем с пассажирами нет вообще, как и с окупаемостью маршрута.

«Цену проезда поднимать не надо. Если дизтопливо у нас сейчас упадёт в цене, то мы тоже цену уроним. При условии, что топливо поднялось в цене с лета рублей на 7, то цену за проезд мы подняли всего на 2 рубля», – заявила она.

Наговицына уточнила, что при работающих в салоне печках в день на заправку одной машины уходит около 4 тысяч рублей. Всего в её распоряжении 15 машин, то есть за сутки расходы за одно только дизельное топливо у перевозчика – 60 тысяч рублей.

Чтоб покрыть эту статью расходов в день в общественном транспорте перевозчика должны проехать более 1,7 тысячи человек, в одной машине – более 115 пассажиров при том, что большинство микроавтобусов рассчитаны на 8-20 человек.

 

А какова ситуация в троллейбусах

Новости о том, что троллейбусы начали ездить в посёлок Каштак, сначала обрадовали горожан, но последствия заставили всплакнуть. Сразу после открытия линии салоны троллейбусов № 1 оказались забитыми, часто в них перестало хватать места даже чтобы войти и выйти. Депо начало отправлять три утренних троллейбуса только до железнодорожного вокзала, которые, правда, после остановки и выгрузки пассажиров продолжают движение до конечной – железнодорожной больницы. Чтобы не угодить в неприятную ситуацию, знайте, они ездят в 6:58, 7:17 и в 7:27.

О том, окупаются ли троллейбусы, чётко отвечает государственный контракт от администрации Читы на перевозку пассажиров. Согласно документации, для полноценной работы депо нужно, помимо доходов, ещё 207 миллионов рублей, администрация Читы смогла выделить лишь 30 миллионов.

Себестоимость одного километра пути у троллейбуса оценивается в 141,6 рубля, то есть, чтобы маршрут окупился, пять пассажиров должны входить и выходить из машины каждый километр.

Что думают люди?

Окупиться на перевозке пассажиров маршрутам в Чите сложно, одним перевозчикам это удаётся, другим нет. Нехватка бюджета ведёт к тому, что не на что ремонтировать дряхлый салон маршруток, а печь специально выключают, чтобы лишний раз не тратить дизельное топливо. В теории, если повысить стоимость проезда, то это решит часть проблем. Но готовы ли люди будут за это платить?

Оказалось, что 8% участвовавших в опросе в нашем телеграм-канале готовы платить 50 рублей за проезд. Мало как-то, да? Ещё 5% готовы и на 70 рублей, но для этого понадобится убрать давку в салоне, ожидание на остановках и прочие неприятные моменты. Ещё 29% читателей согласились и на 100 рублей, но каждый маршрутчик обязан будет подвозить пассажиров прямо до дома. Это уже звучит, как мечта.

Для 24% опрошенных 35 рублей – это предельно допустимая цена, а 34% читинцев считают и новую цену на проезд в маршрутках грабежом.

Поможет ли это?

Впрочем, бесконечно повышать цены - тоже не выход. Какой-нибудь читинец, который пользуется маршрутками и троллейбусами ежедневно и по несколько раз, посмотрит на свои расходы и поймёт, что, оказывается, купить машину и сдать на права не так уж и дорого.

Выход один: перераспределять маршруты так, чтобы и расходы перевозчиков могли окупаться, и пассажиры часами не стояли на морозе. Этим сейчас в Чите занимается компания «Агентство дорожной информации Радар», администрация города заплатит ей 7,9 миллиона рублей.

Разработать оптимизацию маршрута должны к концу ноября 2023 года, но будет ли от этого польза, говорить рано.

Увидели опечатку в тексте? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также: