Связь с редакцией
Пожалуйста, оставьте настоящие данные, чтобы мы могли связаться с вами и уточнить информацию. При необходимости мы гарантируем вам анонимность.
26 апреля 2024, 11:47
26 апр.
В Чите:+5°C
$ 92.13
€ 98.71
¥ 12.67

Веган-трип, «удалёнка» в лесах и виртуальная реальность

Анета Абрамченко
14 февраля 2021

Туризм в Забайкалье — тема злободневная и что уж греха таить, наболевшая. Несмотря на то, что в регионе есть на что посмотреть, не многие могут себе позволить познакомиться с его красотами. Не покривлю душой, если скажу, что в 90-95% желающих приобщиться к прекрасному ждёт разве что дикий отдых. Сфера сервисного туризма в Забайкалье не развита от слова совсем. Ситуацию нужно менять, причём в корне. Для этого правительство края запустило проект «ТурАкселератор», который должен помочь местным предпринимателям разработать свои предложения и поставить туризм, так сказать, на поток. Сама идея проекта интересная, тема важная, но вот исполнение… Хотя, давайте по порядку.

Тут не без хорошего

Желающие заняться туристическим бизнесом в Забайкалье есть. Но от желания до конкретной идеи путь неблизкий. К тому же не может правительство региона поддерживать все без исключения «хотелки» — для того чтобы выделили деньги, нужён чёткий бизнес-план, включающий в себе и целевую группу, и логистику, риски и перспективы, другими словами всё то, что делает бизнес бизнесом, а не фантазией. Но так как отрасль туризма в регионе долгое время находилась в забвении (мягко говоря) не многие представляют себе, как именно нужно действовать, хотя бы с чего начать. Именно для этого был запущен проект «Туракселератор». Предприниматели не только составляют свой бизнес-план, но ещё и параллельно учатся. Эксперты — они же именитые мэтры туротрасли — вносят свои коррективы, рассказывают, как сделать так, чтобы дело выгорело, а не прогорело. В итоге определяются 24 победителя, которые получат от правительства региона свой стартап в размере 500 тысяч рублей. Просто, понятно, полезно.

9 февраля в краевом минэкономе состоялась установочная сессия «ТурАкселератора». На площадке встретились «удалённо» эксперты и часть бизнесменов и очно представители туристического информационного центра (да, с недавнего времени есть и такой) и несколько предпринимателей. Начало должно было быть как минимум фееричным, чтобы заинтересовать присутствующих, а также показаться высокий класс судей. Но, увы.

На «сцену» вышли эксперты и лично у меня, как у стороннего слушателя, сразу возникли вопросы. Я ни в коем случае я не оспариваю регалии приглашённых гостей и их успехи. Но когда слушаешь их … наставления возникает чёткое ощущение, что эти люди далеки от понимания что такое Забайкалье, как Луна от Земли. И если их подход работает и приносит плоды в центральной части России, это не значит, что идеи приживутся у нас.

Коучинг и «радость» первой встречи

Начнём с подачи. Так уж исторически сложилось, что ваш покорный слуга на дух не переносит коучинг. Ну, знаете, это когда нарочито бодрый человек с замашками свадебного тамады начинает говорить прописные истины, рисовать графики из разряда «пирамида желаний» и вещать общими словами о мотивации, целях и личностном росте. Может быть, именно это испортило впечатление с самого начала. В этот раз, слава богу, графиков не было, но общий тон беседы был именно таким. Вероятно, я ретроград, но в моём представлении важная тема, коей, несомненно, является бизнес в целом и туризм в частности, должна подаваться не в ритме «хой-хей-ла-ла-лей», а как-то более содержательно. Ведущий первой онлайн-встречи был именно такой — весёлый, подвижный, говорящий без умолка и не устающий подчёркивать, как рад всех видеть, и как круты иногородние эксперты. Впрочем, это уже вкусовщина, однако первое впечатление нельзя произвести дважды и ощущение, что я попала не на серьёзную встречу, а именно на коучинг осталось до конца.

А дальше состоялось выступление двух экспертов — одна из них рассказала о модных трендах в сфере туризма, другая — о работе туроператоров. Тут не обошлось без «моих любимых» презентаций, которые мало о чём говорили — картинка из интернета и текст (эх, где мои студенческие годы). Но на это, скрипя сердцем, закроем глаза. Тут интереснее то, что эксперты предлагали. Слушая их выступления я, как жительница Забайкалье, не могла не примерять их советы на реалии нашего региона — я-то в отличие от них бывала в районах края. И скажем прямо, картина так себе.

Поговорим о трендах

И так, тренды 2020-2021 в сфере туризма. Эксперт Алёна Енова начала с того, что сейчас в моде кеш-фри, оно же путешествие без наличных. Не сказать, что этим заявлением была открыта Америка, ведь действительно так ездить удобнее. Но не в Забайкалье. И, думаю, что тут со мной многие согласятся — без наличных велика вероятность, что вы как минимум останетесь голодными, поскольку не все кафе возле трасс имеют терминалы для оплаты. Это так, на вскидку. Крупные населённые пункты ещё куда ни шло, а небольшие (куда в числе прочего тоже нужно зазывать туристов) такой роскоши не имеют.  Да что там, не во всех есть элементарные вещи, такие как интернет и сотовая связь. Тут уже, как говорится, не до жиру.

Ещё один тренд — виртуальная реальность. Чтобы человек мог онлайн со всех ракурсов посмотреть то место, которое ему предлагается посетить. Сразу же представляется небольшой туристический комплекс в живописном месте, где помимо прекрасной природы в наличии покосившиеся заборы, стаи собак и трава в человеческий рост. Но тут понятие о красоте у всех разное. Губернатор Александр Осипов, когда лечился от коронавируса, показал вид из окна больницы, назвав его красивым. Сопки на фоне закатного солнца — безусловно, а вот закрытое аварийное здание и чадящие трубы на заднем фоне — как-то не очень.

Удалённая работа действительно стала трендом, но не в Забайкалье. Тем более, когда пандемия коронавируса пошла на спад. У многих работодателей до сих пор сохраняется образ мышления –«я тебя не вижу, значит ты ничего не делаешь». Но, допустим, что рано или поздно «удалёнка» станет повсеместной и в нашем регионе. По словам эксперта, многие молоды люди сейчас стараются совмещать работу и отдых. Для того чтобы это делать нужен, как минимум, хорошо работающий интернет. Многие ли район могут этим похвастаться? Или «отдыхающему» нужно будет забираться на возвышения за селом, ну или подбрасывать телефон вверх, чтобы поймать связь.

Gig economy — это когда сотрудник нанимается не на долгосрочный договор (или вообще работает без оного) и имеет возможность попробовать себя в разных сферах. Что, по идее, должно стимулировать его перемещения оно же внутренний туризм. Учитывая уровень безработицы в регионе и то, что люди, получив хорошую должность, стараются за неё держаться, этот «тренд» снова мимо кассы. А подобное предложение работодателя будет расценено, как желание обмануть.

Эко-туризм. Ну, вот это уже что-то больше про наш регион. Однако для того, чтобы эта идея заработала, нужна хорошая инфраструктура. Кто поедет к чёрту на кулички, по ухабистой дороге за желание «отдохнуть от турбулентности, мегаполиса и вынужденной конкуренции». Туризм, пусть и с приставкой эко, это в первую очередь про удобства.

Путешествие с целью. «Я еду куда-то не просто, чтобы посмотреть энное место, но и чтобы поучаствовать в культурном/обучающем/спортивном мероприятии». То есть отдых вместе с некой изначальной целью. В рамках Забайкалья это может сработать разве что к праздникам — в том же Сагаалгане, вероятно, было бы интересно поучаствовать и жителям других регионов. Но это мероприятие разовое, а туризм, как отрасль, должен работать на регулярной основе.

Медленные путешествия. «Я хочу пожить в некоем регионе, окунуться в его культуру и быт». В качестве примера лектором был приведён Санкт-Петербург. Боюсь, по культурному наполнению та же Чита с треском проигрывает Северной столице.

Веган-трип вообще странное слово для Забайкалья. Допустим, что в Европе и центральной части России у жителей есть желание совершить тур по предприятиям, специализирующимся на выращивании и изготовлении вегетарианской продукции. Как быть с этим «трендом» в нашем родном регионе вообще непонятно. Отдельных заведений для вегетарианцев нет и в Чите, что уж говорить об отдельной отрасли? Да и вообще, по личному ощущению вегетарианство в Забайкалье явление не массовое и речи о том, чтобы делать его отдельной отраслью, быть не может.

А далее спикер преподнесла как некое новшество две прописные истины — уходите в онлайн, чтобы люди могли удалённое познакомиться с вашим продуктом и систематизируйте свою работу. Чтобы, скажем, каждому сотруднику не объяснять всё по нескольку раз, а дать прочитать должностные инструкции. Есть во всех этих откровениях и любопытный момент. При подготовке статьи я зашла в поисковик и ввела запрос о трендах 2020–2021 года. То, что было описано выше — появилось первой же ссылкой. И под некоторыми трендами было прямо указано, что лучше всего получать этот вид туризма в Европе.

Кстати, вопрос о том, как развить бизнес не в Питере волновал не только меня. На него спикер Алена Енова привела пример из Орловской области. Дескать, там была умирающая деревенька, но вокруг была просто восхитительная природа. Туда пришёл понимающий в бизнесе человек и вот теперь вместо захолустья на этом месте несколько отелей, ресторанов и вообще, всё, чего душа пожелает. Напомню, Орловская область, площадь которой 24 652 кв. м., находится в центральной части России, откуда от Москвы чуть больше 4 часов на машине. Забайкальский край, площадь которого 431 500 кв. м. этим похвастаться, к сожалению, не может.

Гастротуры, аниматоры и тёплые туалеты

Второй спикер Людмила Сафонова сразу сказала, что у неё есть предложения, подходящие именно для нашего края. Среди мыслей, озвученных ею — экотуризм, гастро-туры, этнические туры и выезды, приуроченные к каким-либо праздникам.  Как отдельно взятая идея в вакууме — неплохо. Но тут эксперт сказала о том, что тот же гастро-тур можно разбить по дням — два дня у бурят, два дня у семейских… Очевидно, что говорящий это человек не понимает расстояние от одних до других и качество инфраструктуры.

Другой её посыл был в том, и с этим сложно не согласиться, что туристы любят пусть и малобюджетный, но комфортный отдых. Нужно, чтобы минимальный набор удобств — телевизор, холодильник, душ, тёплый туалет (о, сколько на этой теме шишек набито), и хороший интернет — были в каждом номере. Ну и, понятное дело, красивая самобытная природа. В частности, Чарские пески. Она усомнилась, в наличии там таких условий, но что-то же можно придумать. О том, как добираться до места и что именно это «что-то» тоже не было уточнено.

Отдельно поговорили и про отдых семейный. Опять же, эксперт берёт во внимание, что мамы и папы могут работать на «удалёнке». Значит, им нужно обеспечить коворкинг, а детей чем-то занять — игровые комнаты, детские площадки, педагоги дополнительного образования или аниматоры. Прямо так и вижу, как по территории одного из кордонов того же Даурского заповедника, где, к слову, есть интернет и гостевые домики, бегают люди в странных костюмах и развлекают детей. А вокруг бескрайние степи…. Ну, а что, тоже туристический маршрут. Отдых с детьми в таком формате возможен, пожалуй, на Арахлее и Алханае. Про тот же Арей с разваливающимися домиками можно смело промолчать.

А судьи кто?

Предположим, что это установочная сессия, а дальше в процессе обучения людям будут даны действительные дельные советы. Но, первый ознакомительный этап лично меня бы насторожил. Очевидно, что знания экспертов с западной части России к нашим реалиям не имеют никакого отношения. Тогда напрашивается закономерный вопрос — как люди, озвучившие всё вышеописанное, будут принимать проекты, советовать что-то здесь для предпринимателей на местах. Все эти веган-трипы, работа на «удалёнке» через высокоскоростной интернет где-то в диких лесах и усталость от мегаполиса явно не в кассу в Забайкалье. А ведь время — деньги. Вряд ли желание научить чем-то наших предпринимателей альтруистично и не требует презренного металла.

Что-то из вышеперечисленного могло бы сработать, но при условии нормальных дорог, скоростного интернета, мобильной свези и тёплых туалетов,  а не разваливающихся деревянных построек из дыр на крыше которых видны звёзды. Как потребитель турпродукта я хочу комфорта (если поездка не на один день), красивой природы или интересного однодневного маршрута. Пока вышеописанное можно получить всего в нескольких направлениях, в том числе и в Чите. А для того, чтобы туристическая жизнь пришла в районы, необходимы большие денежные вливания, комплексные программы, а точечное выделение денег. Ну, это опять же на мой сугубо не профессиональный, а обывательский взгляд.  

 

Увидели опечатку в тексте? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также: