Забайкальское информационное поле 30 января взорвало известие о том, что депутаты гордумы Читы единогласно проголосовали за отстранение журналистов от заседаний комитетов, где, по сути, и решаются самые важные для города вопросы.
Буквально за несколько часов, чему я лично очень рад, коллеги, проявив недюжинный корпоративный дух, подключили местное отделение «Союза журналистов России» и решили обратиться в прокуратуру с просьбой провести проверку законности решения народных избранников. Была объявлена война свободе слова, и мы встали на её защиту.
Неожиданно к концу того же дня глава города – он же председатель гордумы – Евгений Ярилов пригласил к себе в кабинет главредов и руководителей крупных медиаресурсов Читы, чтобы выслушать их мнение. Встреча была жаркой, местами пересыхало в горле, за 2 часа я выпил четыре стакана воды.
Решение встретиться с руководителями СМИ, прямо скажу, запоздалое. Логичнее было выслушать экспертное мнение по поводу того, закрывать думу от журналистов или нет, до принятия соответствующего решения. Ну да ладно, сейчас не об этом. Как говорится, лучше поздно, чем никогда. Предупрежу сразу, что ниже я выражаю исключительно свою субъективную точку зрения о прошедшей встрече. Делаю выводы на основании личного восприятия услышанного. Слава богу, этого мне депутаты гордумы пока не запрещают.
Стакан первый. С чего началось
Лично для меня стало понятно, что закрыться от СМИ депутаты городской думы решили после череды публикаций, которые, по мнению народных избранников, не соответствовали действительности.
«Журналисты регулярно вырывают из контекста информацию и выдают в эфир, на полосы и ленты вовсе не то, что депутаты пытались сказать или донести до масс», – посчитали муниципальные парламентарии.
Уверенности депутатскому корпусу добивал некий журналист, который чистосердечно признался главе города Евгению Ярилову о том, что не понимает происходящего на заседаниях депутатских комиссий, от того и пишет всякую ересь. Правда, кто этот журналист, Евгений Витальевич нам не рассказал. Но, выходит, что «экспертное» мнение какого-то недожурналиста ложится в основу целого нормативного документа, который без оглядки принимает целый депутатский корпус несмотря на то, что он противоречит федеральному законодательству и здравому смыслу. Тяну руку, беру бутылку воды…
Второй стакан. Ранимая душа депутатская
В своём монологе о работе депутатов нового созыва Евгений Ярилов не раз подчеркнул, что сегодня предпринимаются все меры, чтобы городская дума вышла на новый уровень работы. Главной целью для всех депутатов должна стать реальная помощь горожанам. Чтобы депутатам не говорили в след, что они только болтают и ничего не делают.
Следуя этому пути, добились, к примеру, увеличения суммы на исполнения наказов избирателей с 1 миллиона до 5 миллионов рублей. Делается всё, чтобы молодые и не очень депутаты чувствовали себя комфортно на избирательных округах. И на заседаниях комитетов тоже должны быть созданы все благоприятные условия для плодотворной работы. А журналисты только отвлекают, бьют по рукам молодой депутатской поросли своими статейками и мешают творить.
«Сегодня журналистов попросили не пускать, а завтра попросят пуховые перины принести на заседания. А что, это же удобно и комфортно», – заметила моя коллега – главный редактор ИА «Чита.ру» Екатерина Шайтанова.
«Для полного удобства наших депутатов предлагаю также запретить посещать комиссии и сотрудникам прокуратуры. Главное – чтобы было комфортно», – добавляю я.
Иронично улыбаюсь. Наливаю третий стакан
Инициатива переходит к коллегам. В голос говорим о том, что журналисты сообщают общественности лишь то, что говорят депутаты, какие решения принимают. Я не пытаюсь сказать, что вся журналистская братия белая и пушистая и не допускает ошибок. И среди нас есть паршивые овцы, готовые за деньги написать, что попросят, или мочить конкурентов и неугодных людей ради корыстных целей, а не в поиске правды. Есть такое, да пусть бросят в меня камень коллеги, если я не прав.
Но настоящая редакция, настоящий журналист всегда признает свою ошибку и исправит её, если действительно таковая имеется.
«Евгений Витальевич, вы всегда можете позвонить лично мне и сказать, что у нас в тексте фактическая ошибка, мы её поправим», – говорит Екатерина Шайтанова.
«Совершено верно, мы не отказываемся признать ошибку, если она имеет место быть», – соглашается главный редактор «Московского комсомольца в Чите» Степан Тихомиров.
В ответ задаём главе города вполне логичный вопрос. Так может это нашим депутатам пора уже научиться думать перед тем, как что-то говорить? Научиться вникать в суть обсуждаемых вопросов, проблем, не разбрасываться двусмысленными словами, взвешивать каждое слово, забыть о пустых обещаниях и популизме. Не растекаться мыслью по древу и доносить свои мысли и соображения грамотно – как экспертное мнение. Конечно, это не комфортно. Но такова реальность, на работе нужно думать.
Я тут же представил некоторых читинских депутатов на месте нашего министра иностранных дел Сергея Лаврова, чьи слова отточены с филигранной точностью. М-да, думаю, третьей мировой войны нам бы избежать не удалось. Отогнал страшные мысли, снова включаюсь в беседу, прошу рядом сидящего коллегу подать бутылочку родниковой.
Стакан четвертый. Нащупали компромисс
В какой-то момент беседа забуксовала на взаимных упрёках в недопонимании. В эти секунды для себя я чётко определил, что нужно искать выход из сложившейся ситуации. Для меня очевидно, что наши депутаты сморозили очередную глупость, которая, закончится информационной войной. Возможно, ещё раз подчеркну, возможно, к такому же заключению пришёл и глава Евгений Ярилов, иначе не понятно, зачем было нас собирать.
В струю моего предположения Ярилов предложил запротоколировать нашу встречу и внести этот протокол, подписанный участниками собрания, на очередное заседание думы, с постановкой вопроса об отмене ранее принятого решения о закрытии заседаний комитетов для журналистов.
«А я ничего подписывать не буду», – заявила Екатерина Шайтанова.
Наступило некоторое смятение. Я счёл нужным довести мысль коллеги до конца и пояснил, что руководитель крупнейшего СМИ в крае Екатерина имеет в виду, что журналисты не должны исправлять ошибки депутатов. Мол, как депутаты приняли такое абсурдное решение, так пусть и отменяют. Что ж, есть в этом логика. Все отнеслись к позиции главреда «Чита.ру» с уважением и понимаем.
Я же, как и главред «Заб.ру» Алексей Кузичев, главред «Московского комсомольца» в Чите Степан Тихомиров, главред «Забайкальского рабочего» Алексей Будько, а также председатель регионального отделения «Союза журналистов России» Александр Потяев единогласно решили дать шанс городским депутатам исправить стратегическую ошибку. При этом, в качестве подстраховки, всё же отправить коллективное заявление в прокуратуру с просьбой проверить законность действий думцев. Лишним не будет.
Надеюсь, что прошедшая встреча подтолкнёт законодательную власть города пересмотреть свою информационную политику. Надеюсь, что депутаты и глава города поймут, что любые запретительные меры и даже намёки на них, ничего кроме отторжения у журналистов и у общественности не вызовут. Действовать нужно в противоположенном направлении. Сделайте думу максимально открытой площадкой, оперативно предоставляйте журналистам максимальную информацию по всем рассматриваемым вопросам, научите депутатов взаимодействовать с прессой. В конце концов – это работа, на которую их насильно не загоняли. Взяв на себя бремя представителя народа, депутат должен быть готов к тому, что любое его слово и действие в стенах здания гордумы и за их пределами обязательно попадёт на первые полосы газет, выпуски ТВ-новостей и бесконечные ленты информагентств.
P.S.: После долгой беседы спускаюсь в гардероб на первом этаже. Вроде выпил четыре стакана воды, а в горле сухо, наверное, от волнения, а, может, и от радости. В коем-то веке мы, журналисты, собрались вместе отстоять свои права, данные нам Конституцией и законом «О СМИ». Мы не отступим и предпримем все законные меры для снятия ограничений. Если же запрет не будет снят, то будь уверен, читатель, мы всё равно узнаем и напишем о том, что происходит в кулуарах власти. Накинул куртку, впереди дорога в редакцию сквозь густой читинский смог.