Сегодня, 1 июля, главный день голосования по поправкам в Конституцию России. На то, чтобы изменить главный закон, в масштабах страны потрачены миллиарды рублей. Чиновники разного уровня на местах лезли их кожи вон, чтобы выполнить главный указ сверху – голосование должно пройти с максимальной явкой избирателей. Ради выполнения поставленной задачи в Чите городские власти даже решили задействовать теневой рекламный рынок. Всё ради Конституции, всё ради победы.
В одной из своих статей наши коллеги из информационного агентства «Чита.ру» раскрыли затраты краевых властей на пропаганду поправок в Конституцию в забайкальских СМИ. Ссылаясь на данные с портала госзакупок, журналисты объявили сумму в 8,7 миллиона рублей.
Однако это далеко не полная сумма, что была потрачена из бюджетов разных уровней. В поле зрения корреспондентов и общественников не попали деньги, потраченные на рекламные конструкции в Чите и районах края.
Ржавые билборды
Надо сказать, что сумма, потраченная на рекламные конструкции, кратно меньше той, что выделяли на работу со СМИ. Но речь сейчас пойдёт не о том, сколько денег, а о том, как они тратились на территории Читы.
В начале июня в редакцию ZabNews поступила информация, что в разных точках города на рекламных конструкциях появились баннеры с информацией о предстоящем 1 июля дне голосования за поправки в Конституцию РФ. И всё бы ничего, только, как выяснилось, использованные конструкции оказались в числе незаконных и уже давно подлежали демонтажу.
Чтобы не быть голословными и проверить поступившую информацию, мы запросили в городской администрации через собственные источники схему установки рекламных конструкций в Чите, разработанную и принятую мэрией Читы.
Путём несложного анализа факты размещения баннеров о Конституции на так называемых «незаконках» подтвердились.
К примеру, конструкция по улице Полины Осипенко, её нет в схеме, следовательно, на неё нет разрешения. Также незаконные конструкции под рекламу поправок в Конституцию использовались по улице Ленинградская, на территории ЦРБ Читинского района, на улице Фёдора Гладкова, на Объездном шоссе, Авиационной 23а, Энтузиастов 76, автодороге Байкал (Чита – Иркутск), напротив отворота на ипподром. Всего, по подсчётам редакции, городская администрация задействовала более 10 «незаконок».


При этом, баннеры повесили на старых, гнилых, искорёженных конструкциях, ведь за ними никто не следит, они попросту могут не выдержать ветровой нагрузки и представляют опасность для окружающих. Вдобавок, билборды смонтированы с нарушением норм безопасности – не врастяжку, а на саморезы, что ненадёжно.
Избирком в незнании
После того, как нам стало известно, что мэрия использует под рекламную кампанию поправок в Конституцию РФ незаконные конструкции, мы сделали официальный запрос в избирательную комиссию Забайкальского края.
Как оказалось, избирком даже не был в курсе, что выделенные на информирование населения о поправках в Конституцию деньги были потрачены на незаконные конструкции.
Как нам пояснили в краевой избирательной комиссии, монтажом баннеров занималась администрация Читы.
«Для информирования участников голосования по поправкам в Конституцию в Чите и Читинском районе было размещено 46 баннеров (размерами 3х6, 3х4 и сити-формат). На печать и монтаж указанных баннеров потрачено 273 тысячи рублей из федерального и регионального бюджетов, – рассказали в избиркоме края. – Но проверять законность установки рекламных конструкций, на которые были смонтированы баннеры, не входит в компетенцию избиркома. Куда монтировать билборды по нашему заказу решала именно администрация города».
Острая необходимость
Неизвестным во всей этой истории оставалось только одно – мнение городской администрации. За комментарием мы обратились в ведомство господина Александра Зудилова – комитет градостроительной политики Читы.
В телефонном разговоре один из специалистов ведомства признался, что мэрия была в курсе использования незаконных конструкций под билборды по Конституции. Более того, городская администрация осознанно пошла на этот шаг, наверняка в курсе дела был и сити-менеджер Читы Александр Сапожников.
«Да, мы знали, что конструкции, на которые смонтировали баннеры с информацией о поправках в Конституцию – незаконные. Эти конструкции уже давно подлежали демонтажу, однако, в связи с острой необходимостью по информированию населения о предстоящем дне голосования за поправки, было решено их использовать в работе», – пояснил сотрудник городского комитета градостроительной политики.

Надо сказать, что такого рода управленческое решение – использовать незаконный сегмент, выглядит весьма странным в свете той борьбы с теневым рынком рекламных конструкций, что городская администрация ведёт уже несколько лет.
Ещё буквально летом 2019 года сити-менеджер Читы на глазах у журналистов краевых СМИ демонстративно «порол» работников отдела рекламы городской администрации за то, что они плохо работают и не сносят незаконные конструкции. В порыве исполнения своих обязанностей сити-менеджер даже давал срок до сентября 2019 года убрать с улиц города все «незаконки». Однако что-то пошло не так, да настолько, что вместо того, чтобы сносить незаконные конструкции, власть решила использовать их в своих целях.
Кража с неизвестными
А теперь к вишенке на торте. Кульминацией в этой эпопее стало то, что через несколько дней ZabNews стало известно, что незаконные конструкции вместе с баннерами о поправках в Конституцию стали пропадать с улиц города. Просто проехав по улицам Читы мы насчитали примерно 10 конструкций, что оказались демонтированы. А, значит, смеем предположить, что деньги, потраченные избиркомом на печать и монтаж этих 10 баннеров, были выброшены на ветер.
Непонятно почему, но факт сноса незаконных конструкций (что собственно и должно было произойти по требованию самих же властей) удивил работников комитета градостроительства.
«Предписание на их снос имеется уже очень давно. Мы пытались много раз связаться с их владельцами, но всё тщетно. Но почему-то конструкции спилили именно сейчас», – посетовал сотрудник комитета градостроительной политики Читы в разговоре с ZabNews.
Понимая всю абсурдность сложившейся ситуации, власти города не нашли иного выхода, как написать заявление в полицию о том, что неизвестные снесли конструкции, которые, по сути, и должны были быть демонтированными.
В частности, в своём заявлении исполняющая обязанности председателя комитета градостроительной политики Читы Татьяна Охрименко попросила полицию найти неизвестных и привлечь к уголовной ответственности за кражу конструкции по адресу Энтузиастов 76 (район ГРЭС). Вот только тот факт, что конструкция незаконна и, так или иначе, подлежала демонтажу, чиновница не указала.

Необъявленная война
Нам же за всей этой, прямо скажем, конфузной историей с использованием незаконных конструкций видится конфликт, который, возможно, назрел между городскими властями и владельцами законных рекламных конструкций. Постараемся пояснить, с чего такие подозрения.
Согласно действующему законодательству, владельцы рекламных конструкций обязаны предоставлять под социальную рекламу 7% своих поверхностей в год. То есть городские власти просто могли собрать за круглым столом представителей всех законных компаний, работающих на рынке рекламных конструкций, заручиться их поддержкой и воспользоваться правом на бесплатное размещение. Но по каким-то причинам этого сделано не было. Очевидно, сегодня у администрации Читы под руководством Александра Сапожникова нет диалога с бизнесом в сфере наружной рекламы, от того мэрии приходится как-то выкручиваться и доходить даже до использования незаконных конструкций при выполнении задач, поставленных государством. По каким причинам Сапожникову не удается наладить контакт с предпринимателям, пока не ясно. Пока результат печальный, такие кульбиты сити-менеджера приводят к трате бюджетных денег впустую.