Шесть путей к одной сцене в День города на главной площади Читы

Вчерашний день начался для меня с лёгкого волнения — ведь мне предстояло встретиться с шестью талантливыми музыкантами, которые уже сегодня выйдут на сцену, чтобы отпраздновать с читинцами и гостями забайкальской столицы День города. Готовясь к интервью, я перебирала вопросы, пытаясь ухватить самое важное: не только их творчество, но и живые эмоции, истории, которые стоят за каждой песней.

Я шла в офис центра «Инсайт люди», где мы договорились встретиться, а Чита, несмотря на дым от пожаров, окружала меня суетой выпускных — по улицам шли нарядные ребята, а в воздухе витало предвкушение праздника. И вот они — такие разные, но объединённые любовью к музыке.

Я решила начать с лёгких, почти бытовых вопросов — чтобы познакомиться с артистами не только как с музыкантами, но и как с обычными людьми.

— Как вы сегодня проснулись, и какой была ваша первая мысль?

Анна, улыбаясь, призналась, что прилетела в Читу ранним утром и сразу обратила внимание на дымку в воздухе: «После самолёта я особенно почувствовала, насколько тут дымно». Роман из Благовещенска кивнул: у них в Свободном тоже бушуют лесные пожары, и недавно огонь подбирался опасно близко к жилым домам. Аксель, напротив, выглядел бодрым, хотя и не спал почти всю ночь.

— Вот вы вышли в Чите — что первое бросилось в глаза?

Ответы оказались неожиданно разными. Аксель, прилетевший ночью, отметил маленький аэропорт и добавил, что не успел посмотреть город, потому что погрузился в творчество сразу с самолёта. Катя Никола с ходу пошутила: «Я сразу заметила, что на афишах нет моих фотографий!» — а Роман добавил, что никто не рвётся брать у неё интервью. Анна, напротив, задумалась: «Я ожидала увидеть горы, как во Владивостоке, но вокруг — простор, поля, равнины. По дороге из аэропорта я заметила очень много свободного пространства». Роман, проживший 11 лет в Приморье, неожиданно нашёл в Чите что-то владивостокское: «Это сложно объяснить, но город чувствуется похожим».

— Если бы вы включали песню, которая отражает ваше впечатление о Чите, что это было бы?

Здесь все рассмеялись: Аксель, не задумываясь, выбрал Любэ — «За тебя, Родина-мать». «Нет, серьёзно, — настаивал он, — именно эта песня подходит Чите!»

— Одно слово, которое описывает Читу для вас.

Зазвучало дружное: «Буузы!». Оказалось, Аксель ещё не успел их попробовать. Анна добавила про контраст старых деревянных домов и современных зданий в центре, а Ксеня, улыбаясь, сказала: «Дружелюбные люди». Она объяснила: «Мне говорили, что читинцы угрюмые, но во время прогулки я видела только улыбки». Роман поддержал: уличные музыканты, с которыми они случайно пообщались, оказались открытыми и весёлыми.

Этот короткий разогрев показал, насколько разные люди собрались за одним столом — но всех их объединяла лёгкость, готовность шутить и искренний интерес к городу, где им предстояло выступить.

Пока мы переходили от коротких вопросов к основному разговору, невольно заговорили о школьных выпускных — ведь именно в эти дни по всей стране тысячи ребят прощаются со школой. И я спросила их, каким были их выпускные, предложив поделиться запомнившимися историями.

— У нас в Кот-д"Ивуаре просто говорят «молодец» и всё, — поделился Аксель. — А в России это целое событие с лентами и бантами! Но сам я бы не стал такое носить.

Ксеня вспомнила, как на выпускном после 9 класса нагрубила учительнице, которая не верила в неё и сомневалась, что девочка сможет сдать предмет. А когда Ксеня получила на экзамене «отлично», поздравила её как ни в чём не бывало. «После этого я не пошла в 10-й класс и поступила в колледж», — добавила она со смехом.

— В кино и музыке выпускные показывают слишком романтично, — улыбнулась Анна. — На самом деле всё проще, а порой и жёстче: волнение, смешанные чувства и понимание, что впереди — что-то совсем новое.

 

Когда первые шутки и впечатления остались позади, разговор перешёл к самому важному — как каждый из этих артистов пришёл в музыку. Их истории оказались такими же разными, как и их песни.

Роман: «Я начал играть на гитаре на спор»

Роман, который на завтрашнем концерте исполнит патриотические треки вроде «Мы — Россия», признался, что его путь в музыку начался с азарта. В 14 лет он любил гонять на мотоцикле «Урал» и даже не думал о творчестве. Всё изменил случайный вопрос приятеля: «Ты на гитаре играешь?» Роман, не раздумывая, ответил «да» — хотя на самом деле не умел даже держать инструмент. Пришлось срочно учиться: друг показал ему три аккорда и один бой, а затем Роман на месяц заперся дома, стирая пальцы в кровь. Через 30 дней у него была первая песня.

— Сейчас я уже не такой азартный, — смеётся он. — Но тогда это был вызов самому себе.

Свои патриотичные треки Роман считает обязательными в репертуаре. Он 10 лет играл метал, но со временем понял: «Каждый артист должен иметь в арсенале песню про Родину, про маму, про любовь». Его композиция «Там, где наши пацаны» посвящена участникам СВО — и завтра в Чите она прозвучит особенно пронзительно.

Алексей: «Моя первая песня стала поводом для насмешек, но даже это я оценил как некое признание»

Алексей, исполняющий треки «Пальто» и «Контакт», начинал свои творческие эксперименты как видеооператор. В 12 лет он снимал ролики, но быстро охладел к этому. Тогда старший брат научил его паре аккордов на гитаре, после он учился музыке по гайдам из Yotube. И вот однажды в пылу подростковых переживаний Алексей написал свою первую песню. Выложил её в соцсети, а на следующий день одноклассники стали напевать её, издеваясь.

— Я сначала расстроился, — признаётся он. — Но потом понял: даже если это насмешка, люди запомнили мою музыку. Это уже победа.

Позже он научился играть на ударных и фортепиано, создал музыкальный проект — и теперь смешивает жанры, не боясь экспериментов.

Анна Akva: «Я самоучка, и это мой плюс»

Анна — единственная из участников беседы, кто не играет ни на одном инструменте. Она начинала с каверов в соцсетях, а в 12 лет написала первую песню. По её мнению, на это повлияло многое: не только музыканты, которые ей нравились, но и родители, у которых очень хороший музыкальный вкус. В 19 Анна попала в проект «Винтаж», и пела в группе два года, получила колоссальный творческий и артистический опыт. А после его закрытия долго искала свой стиль.

— Музыкальное образование — это хорошо, — говорит она. — Но я видела много талантливых людей, которые не знают, как продвигать себя. Я тратила время не на ноты, а на то, чтобы понять, как стать лучше, долго искала себя, свою индивидуальность, своё звучание.

Её песню «Фантом» завтра услышат читинцы — и Анна надеется, что он найдёт отклик в сердцах слушателей.

Ксеня: «Мои первые песни были для детей из детдома»

Ксеня — единственная в компании с профессиональным музыкальным образованием. Она училась на дирижёра, пела джаз и этнику, но настоящим толчком для творчества стал… развод.

— Мой муж запрещал мне петь, — говорит она спокойно. — А после расставания я сменила имидж и начала писать. Мне повезло попасть в очень хорошую компанию, и я продолжаю творить. А мои песни, изначально я писала их для очень определённой аудитории

Её первые песни были адресованы детям из баргузинского детдома (её мама работала там поваром). Сейчас Ксеня исполняет их для всех, кто нуждается в поддержке.

Кати Никола: «Меня заметил продюсер Артик — но я не была готова»

Кати Никола стала известна в 2022 году, когда её каверы в TikTok набрали 60 тысяч подписчиков. Ей написали, что её голос похож на солистку группы «Артик и Асти» — и Кати ради шутки написала Артику. В тот момент группа как раз распалась, и продюсер попросил у неё демо.

— У меня ничего не было, — вспоминает она. — Я записала несколько песен, но время ушло, и он выбрал другую вокалистку. Понимала, что возможно мне вообще ничего не светит, потому что не профессиональный музыкант. Я тогда не была готова. Но с того момента поняла, что мне нужны собственные песни.

Сейчас Кати относится к музыке как к хобби, но каждая её песня — это маленькая история.

Аксель: «Мой первый продюсер — моя бабушка»

Аксель, исполняющий «Рашн соул», приехал из Кот-д’Ивуара. Он из музыкальной семьи: его мама и бабушка поют в церкви, один дядя играет на бас-гитаре, другой — на пианино, третий — дирижёр, а дедушка вообще был звукорежиссёром, но сам он не задумывался о музыке. В детстве он играл в футбол, но когда получил серьёзную травму и лежал дома со сломанной ногой, отец подарил ему плеер. И тогда он начал заслушиваться французским рэпом, а после попробовал писать сам. Бабушка услышала первые пробы пера и… стала его продюсером.

— Мой первый трек был ужасен, — смеётся он. — Но без бабушки я бы не начал.

В России он влюбился в балалайки — и теперь включает народные мотивы в свои треки.

У каждого из этих музыкантов был свой, порой неожиданный старт. Но так ли важно музыкальное образование на самом деле, или главное — это желание творить? 

Ксеня, как единственная с музыкальным образованием, настаивала: «Без базовой подготовки сложно понимать музыкальную теорию, но ещё важнее — природный слух и голос».

Роман, привёл живой пример из своего опыта работы в музыкальной школе: «Мои коллеги-педагоги часто не могут сыграть без нот, а я — самоучка — импровизирую на лету».

Анна добавила философски: «Образование даёт инструменты, но не учит главному — как быть искренним в творчестве».

Аксель и вовсе заявил: «Я предпочитаю работать с самоучками — они смелее ломают правила!»

Катя Никола, начинавшая с каверов, подытожила: «Важно не где ты учился, а что хочешь сказать миру».

Разговор о важности учёбы в музыкалке раскрыл разные подходы к творчеству. Все сошлись в одном: главное — это желание творить.

 

Наша беседа подошла к концу, но самое главное — впереди. Сегодня в 18:00 на главной площади Читы эти шесть непохожих артистов создадут настоящий музыкальный калейдоскоп: от патриотичных гимнов до пронзительных баллад, от народных мотивов до современных экспериментов.  

Каждый из них привнесёт в концерт свою историю, свою энергетику и свою искренность. Приходите всей семьёй, зовите друзей! Пусть этот вечер станет для нашего города по-настоящему незабываемым.  

18:00, площадь Ленина, Чита. Будет жарко!

Читайте также