Сергей Кудрявцев: «Кинокритик – это не безногий, который учит других ходить»

Автор тысяч рецензий и нескольких энциклопедий, режиссёр фильма «…и будет дочь» (18+) Сергей Кудрявцев посетил Читу и рассказал журналисту ИА ZabNews о своём жизненном пути, работе в кино и будущих планах.

- Сергей Валентинович, откуда у вас любовь к фильмам? Как она появилась?

- Об этом мне долгое время не рассказывали, узнал недавно, что мой отец в молодости, ещё до войны, был киномехаником в бурятской деревне. А я сам с трёх лет жил в селе Телемба в Бурятии, в 13 лет вернулся в Читу. Мы стали жить в доме прямо напротив областной конторы кинопроката, мне удавалось приходить туда на просмотры фильмов, и, возможно, именно это и повлияло на моё увлечение кино. Кроме того, с седьмого класса в городской библиотеке я читал разные журналы о фильмах, часто смотрел кино: от индийских мелодрам до эпопеи «Освобождение» (12+). Настолько увлёкся, что в десятом классе начал писать свои первые рецензии.

- Вы написали более 5 тысяч рецензий и выпустили собственные справочно-информационные издания о кинематографе. Как профессиональный критик, вы оцениваете фильм по его качеству — с учётом эмоций или без?

- Любой критик, прежде всего, зритель. Единственное, я не могу забыть при этом, что я критик. Если фильм вызывает эмоции, разумеется, об этом я пишу в своих рецензиях. Иногда на оценку фильма влияет настроение. У меня был такой пример с фильмом Жан-Люка Годара «Спасай кто может (свою жизнь)» (18+). Это был достаточно редкий фильм, но кассету с ним я нашёл и в довольно измученном состоянии решил посмотреть. Годар – сложный режиссёр, и в тот вечер я «не въехал» в его фильм. На следующее утро решил проверить пару фраз из картины, так как у Годара в каждом фильме, как правило, есть афористичные выражения. Посмотрел фильм ещё раз и пришёл в полный восторг.

- Какую роль, по вашему мнению, играет критика в развитии кинематографических форм?

- Многие выдающиеся режиссёры пришли из кинокритиков, смотрели много картин, изучали их и писали рецензии. Новаторские приёмы возникли в том числе и благодаря отличному знанию кино. Умный и вдумчивый критик позволяет авторам фильмов действительно понять произведения, которые они создали. Это способствует поиску новых форм, приёмов, неожиданных сюжетных и изобразительных ходов.

- Часть зрителей считают, что на создание вашего фильма «... и будет дочь» (18+) повлияло творчество Андрея Тарковского. Так ли это?

- Хочу сказать, что плагиат – это воровство по-глупому, а цитирование – воровство по-умному. Кто-то видит в моих фильмах Тарковского, а кто-то Бергмана. Но я не просто позаимствовал их идеи, а творчески переосмыслил их, включил в собственную концепцию. У Бергмана много картин, построенных на образах женских персонажей. У Тарковского излюблена идея ложных символов, которые он воспринял у своего любимого режиссёра Луиса Бунюэля, который, пожалуй, придумал символы, нужные не столько для создания какой-то тайны, сколько для включения внимания зрителя.

- Что вас вдохновляет на создание идеи для фильмов?

- А кто знает, что вдохновляет. Иногда сценарий рождается ради того, чтобы подарить роль актёру. Однажды я написал сценарий, вдохновлённый одной актрисой. Считается, что у режиссёра необязательно должен быть любовный роман с актрисой, но к актёрам нужно относиться с любовью и уважением. Для меня, например, талисманом является Елена Плужникова. Таким талисманом был Евгений Леонов для Георгия Данелии, а Макс фон Сюдов — для Ингмара Бегрмана.

- Как проходит работа над картиной «Любовь зимой»? Когда планируется выход на экран?

- Изначально я хотел делать картину «И плыли назад огни», но она должна была сниматься летом. Из-за занятости оператора всё перенеслось во времени, и я переписал летнюю натуру на зимнюю. В итоге у меня получилась драматическая картина «Любовь зимой». Название, можно сказать, позаимствовал из замечательного французского фильма Клода Соте «Сердце зимой» (12+). Я пока скрываю классический рассказ, по которому начинал писать сценарий, но меня радуют догадки и гипотезы от тех, кто видел рабочую версию фильма.
Мы сняли картину «Любовь зимой» 4,5 года назад. Осталось добавить шумы, звуки, заново записать музыку, вставить дополнительные музыкальные фрагменты. Планируем завершить работу к концу этого года, но с выходом на экран могут возникнуть проблемы из-за цензуры в связи с любовными сценами, хотя они сняты, по моему мнению, возвышенно и поэтично. Я не знаю, насколько это зрительское кино и будут ли его смотреть. Здесь ещё важно, чтобы была прокатная компания для раскрутки фильма. У меня душа болит оттого, что вроде как дитя уже есть, а с другой стороны — пока фильм не стал достоянием публики, он словно не существует.

- Будут ли новые фильмы в ближайшем будущем?

- Несколько лет назад задумал фильм «Сильнее смерти», тоже навеянный рассказами из классической литературы. «Любовь зимой» имеет посвящение всем тем, кого мы когда-то любили, а «Сильнее смерти» — тем, кто когда-то любил нас. Фильм не только о том, что любовь сильнее смерти, но и о том, что кино сильнее смерти, так как преображает жизнь людей и избавляет их от ощущения трагической любви.

- В интервью 2013 года с Татьяной Пояркиной вы рассматривали Читу как площадку для вашей работы. Сохраняется ли это намерение?

- Да, есть давно написанный сценарий романтической комедии под названием «В секунде от любви», приспособленный к городским реалиям Читы. А вопрос, как всегда, в наличии средств для осуществления своих замыслов.

- Какую роль играет музыка в кино, на ваш взгляд?

- Классическая музыка возвышает, поднимает обычную бытовую историю на какие-то высоты. Меня лично всегда привлекало контрапунктное использование музыки в кино. В своё время потряс Отар Иоселиани. Его картина «Апрель» (0+) была положена на полку после того, как режиссёру не засчитали диплом. От отчаяния он пошёл работать на металлургический завод в Кутаиси и, проработав там два года, снял документальный фильм «Чугун» (0+). Иоселиани снял потрясающую работу сталелитейщиков под музыку великого австрийского композитора Вольфганга Амадея Моцарта. А вот Анджей Вайда в «Пейзаже после битвы» (12+) использовал «Осень» из цикла «Времена года» Антонио Вивальди в прологе, когда заключённые после освобождения из фашистского концлагеря затаптывают в грязь надсмотрщика. Это чрезвычайно жестокая сцена, но сопровождается волшебной музыкой Вивальди. Невероятный контрапункт!

- Какой он, современный зритель?

- Судя по некоторым откликам, современный зритель не очень любит думать и, даже парадоксально, чувствовать. Он не хочет затрачивать никаких усилий для того, чтобы понять фильм и проникнуться им. Многие относятся к кино как к «киношке». Максим Горький в начале XX века писал, что «кино — это балаган». Лев Толстой относился к кино презрительно, любил смотреть только научно-популярные и биографические фильмы, терпеть не мог мелодрамы и любовные истории. Должен был пройти какой-то период, чтобы кинематограф стал искусством. Вот и теперь, как мне кажется, спустя столетие, кино снова должно заслужить право называться искусством.

- Насколько нам известно, вы ещё и преподаватель. Много ли сейчас талантливой молодёжи?

- Я преподавал у режиссёров и звукорежиссёров. Спустя годы вдруг позвали рассказывать актёрам об истории мирового кино. Сначала сомневался, никогда не имел с этим дело, но с актёрами было интересно общаться, смотреть их дипломные спектакли. По молодым людям видно: насколько они горят тем, чем занимаются. А потом, к сожалению, это всё пропадает, когда они начинают сниматься в массовой кинопродукции или даже остаются не у дел. Пропадает столько талантливых людей. Ещё одна из стоящих передо мной задач — снять их в своих картинах, может быть, на них обратят внимание. Даже если другие не их станут снимать, зато я буду снимать.

- Почему вы решили навестить родной край?

- Что значит решил? Давно хотел, но не звали, поэтому я сам наведался. Первоначальная идея была такой: проехать из Улан-Удэ, где я участвовал в кинофестивале «Свидание с Россией в Бурятии», в свой родной город Читу, чтобы вернуться туда, откуда вышел когда-то, увидеться с родственниками, сходить на могилы умерших. В Чите я не был, к большому сожалению, аж 11,5 лет — с Забайкальского международного кинофестиваля, состоявшегося в конце мая 2013 года. А нынешнее общение с читателями-зрителями в читинском Доме офицеров превзошло самые радужные ожидания! Главное же — я поистине понял, что мне действительно следовало приехать, словно замкнуть круг спустя полвека, когда начал писать и печататься в местных газетах. А ещё надо было осознать, подобно героине из фильма «…и будет дочь» (18+), что подзадержавшаяся поездка на родину и как бы обретение себя на новом этапе, столь необходимое и крайне значимое, позволяют проникнуться до глубины души, почувствовать подспудное течение непрекращающейся жизни и испытать желание продолжать свыше предназначенный путь.

Читайте также