Заложники системы – как забайкальские дети вынуждены преодолевать 5 километров до школы

Родители школьников посёлка мясокомбинат в Петровск-Забайкальском бьют тревогу — их детей перестали доставлять автобусом до школы. Теперь, чтобы погрызть гранит науки, школьникам предстоит преодолеть на своих двух около 5 километров или вызывать такси. В ситуации разбирался корреспондент ИА ZabNews.

Всё началось накануне Дня Знаний. Атмосферу праздника испортила новость — школьного автобуса не будет.

Дочь Елены учится в 8 классе, на торжественную линейку из посёлка «Мясокомбинат» в школу № 6 ей, как и остальным ученикам посёлка пришлось добираться на такси. До школы — почти 6 километров вдоль автотрассы и железнодорожных путей. Сесть на курсирующий автобус нереально — свой путь он начинает из Баляги, ходит всего несколько раз в день, да и прибывает на их остановку уже забитый пассажирами.

«Одну же её не отпустишь, ещё и в такую даль. Такси от нас стоит 250 рублей и это только в одну сторону, а ещё 100 рублей на обед. Итого 600 рублей в день! Это очень затратно получается», — рассказывает мама школьницы Елена.

В школе объяснили — раньше водитель был, но сейчас ему уже 71 год, работать водителем он больше не сможет, а найти кого-то ещё не получается.

«Мы уже 2 месяца ищем водителя вместе с центром занятости. За это время они к нам отправили только одного человека, потому что очень сложно найти у нас водителя с категорией D. Те, кто работает — либо уголь возят, либо таксуют и к нам никто не идёт. Я уже обращалась к водителям маршруток, а мне сказали — напряжённый, разорванный график подвоза. Это при том, что водитель в 7:00 брал автобус, ехал на предрейсовый медосмотр и ставил автобус в 19:00 вечера. Получалось 12 часов рабочего времени, а получает всего лишь одну ставку — это в районе 25 тысяч рублей», — делится директор средней общеобразовательной школы № 6 Елена Таранова.

Чтобы хоть как-то повысить зарплату будущему водителю, в адрес администрации города направили письмо с просьбой дополнительно выделить ещё половину ставки. Заместитель администрации Петровск-Забайкальского подтвердил, что обращение было, и оно рассматривается.

«На сегодняшний день вопрос о наличии свободных ставок рассматривается через нашу центральную бухгалтерию. Комитет образования, разумеется, к этому вопросу подключился. Ситуацию прорабатываем. Рассматриваем вариант подключить на время поиска водителей автобусов других школ», — сказал заместитель главы городского округа Юрий Кривицкий.

Пока власти ищут шофёра, сами автолюбители выходить на работу не торопятся. Причиной тому — жёсткие требования. По закону, к управлению автобусами, осуществляющими организованную перевозку группы детей, допускаются водители, имеющие стаж работы в качестве водителя категории «D» не менее 1 года и не подвергавшиеся в течение последнего года административному наказанию в виде лишения водительских прав либо административного ареста за совершение нарушения ПДД.

Местные отмечают — слишком большая ответственность, разорванный график, да и зачем мучиться, если можно работать таким же водителем категории «D», но за гораздо большие деньги?

В соседнем Иркутске или Бурятии на вахте шофёрам готовы платить от 90 тысяч рублей. В горнорудных предприятиях Забайкалья зарплата водителя с данной категорией составляет 150-170 тысяч рублей.

Такая проблема не только с автобусами для школы,  но и с маршрутами Петровск-Забайкальского.

«Маршруток у нас вообще нет. Раньше у нас было 4 автобуса — № 1, 2, 3 и 4. Сейчас же осталась только «единица» — если по расписанию не успеешь, придётся ждать 2 часа следующего рейса», — рассказывают местные жители.

В администрации меж тем говорят — действительно, маршрут № 1 курсирует 4 раза в день. Перевозчики же не хотят заходить на конкурс, потому что им это невыгодно, расстояния большие, а пассажиропоток маленький.

«Мы объявляли конкурс в апреле и вот опять объявили, но никто, к великому сожалению, на пассажирские перевозки не заходит.  Мы обращались  к перевозчикам и в Улан-Удэ и в Чите, надеялись, что кто-то зайдёт к нам. Пока заявок никаких не поступало», — рассказывает Вячеслав Сутурин, специалист отдела ЖКХ администрации Петровск-Забайкальска.

Да и требования к пассажирским перевозкам не менее строгие, чем к водителю школьного автобуса, не говоря о характеристиках автомобиля и его постоянном обслуживании.

Сложившаяся ситуация похожа на замкнутый круг — вакансия водителя в муниципальной школе не может в полной мере конкурировать с частными предприятиями из-за ограниченного бюджета. Водителя без опыта не примут, а опытного на рынке труда готовы оторвать с руками и ногами, и за куда большую зарплату.

И пока на эту вакансию не найдётся человек, готовый работать не ради денег, а ради блага детей, школьники будут вынуждены почти каждый день преодолевать 10-километровый марафон от школы до дома и обратно. 

Мы будем следить за развитием событий.

Читайте также