Связь с редакцией
Пожалуйста, оставьте настоящие данные, чтобы мы могли связаться с вами и уточнить информацию. При необходимости мы гарантируем вам анонимность.
18 мая 2024, 04:49
18 мая
В Чите:0°C
$ 90.99
€ 98.78
¥ 12.58

Рисовали карты и изучали Арктику – кто такие гидрографы и почему их работа так важна для страны?

Ольга Быкова
21 июня 2023

Гидрография — это отрасль науки, которая занимается измерением и описанием физических характеристик океанов, морей, прибрежных районов, озёр и рек, а также прогнозированием их изменения.  Благодаря гидрографии, составляются навигационные карты, изучают подводные минералы и морские экосистемы. Это также важно для развития национальной инфраструктуры — строительства портов и транспорта. 

Исследования гидрографов используют также при проектировании прибрежных водозащитных сооружений, моделировании последствий цунами, оценке перемещения загрязнения на море, спасательных операциях, а также для морских археологических экспедиций.

Интересный факт — в России гидрографические исследования начинаются с начала XI века, тогда как в Западной Европе они начали проводиться лишь с начала XVIII века. Изобретение магнитного компаса потребовало от навигаторов разработки карт, которые помогли им переплыть открытые воды.

Первоначально отдельные моряки делали рукописные навигационные карты, которые держали в секрете, чтобы получить военное или коммерческое преимущество. Когда трансокеанское движение и торговля увеличились, несколько органов заказали гидрографические исследования для обеспечения безопасности своих судов в океанах. Со временем правительства и региональные партнёрства также присоединились к исследованиям и заказали дополнительные гидрографические работы для их торгового и военно-морского преимущества.

Самый известный гидрограф в Забайкальском крае — Буйницкий Виктор Харлампиевич. Он не только Заслуженный деятель науки и техники РСФСР, но и Почётный работник морского флота, доктор географических наук.  На его счету 15 полярных экспедиций, более 100 научных работ, в том числе 14 книг и брошюр.

Он родился 31 декабря 1911 года в Чите. Окончил 7 классов, а затем и Читинский лесотехнический техникум, работал таксатором в таёжных лесах Хабаровского края. По комсомольской путёвке приехал в Ленинград на учёбу в Горный институт. Учился в горном, но мечтал о море.

В 30-е годы, когда начались планомерные исследования Арктики, в Ленинграде открылся Гидрографический институт. Виктор не упустил свой шанс покорить море и одним из первых подал заявление о переводе в это учебное заведение.

Ему нелегко давалась учёба в первые месяцы. Нужно было освоить новые дисциплины: астрономию, навигацию, картографию, гидрографию. По ночам же молодому учёному приходилось ещё и подрабатывать — разгружать вагоны и пароходы.

Будучи студентом Гидрографического института, Виктор Буйницкий плавал на ледокольном пароходе «Садко». В октябре 1937 года он добровольно вызвался на повреждённый пароход «Г. Седов», который уносило в дрейф.

Именно во время дрейфа, который длился 812 дней, были выполнены очень важные работы по изучению Арктики. Среди экипажа единственным научным сотрудником был гидрограф-геофизик Виктор Буйницкий. Молодой учёный-студент руководил и участвовал в выполнении уникальных океанологических, астрономических, метеорологических и других наблюдений.

Начальник Главсевморпути, Герой Советского Союза Иван Папанин писал: «Неутомимый гидрограф Виктор Буйницкий возглавляет научно-исследовательские работы, не прерывая их ни на один день с самого начала дрейфа «Седова». Он и астроном, и магнитолог, и гидролог. Его наблюдения дают возможность составить точную карту земного магнетизма в Северном Ледовитом океане. Без этого не могут уверенно пользоваться магнитными компасами штурманы воздушных и морских кораблей».

В 1940 году Виктор Буйницкий был удостоен звания Героя Советского Союза. Вскоре грянула Великая Отечественная война, и Виктор с первых дней настойчиво стремился на действующий флот. В сентябре 1941 года он получил воинское звание капитан-лейтенанта и назначение на должность штурмана Главного гидрографического управления ВМФ.

Он принял участие в боевых операциях Северного флота. Блестящее знание штурманского дела и театра военных действий не осталось незамеченным командованием флота. Буйницкий был назначен флаг-штурманом спецгруппы, которая занималась проводкой караванов союзных транспортов, следовавших в Мурманск и Архангельск.

В 1942 году фашисты активизировали военные действия в арктических морях. Их самолёты, подводные лодки и корабли всё чаще стали проникать в Баренцево и Карское моря. На коллектив Арктического института легла задача обеспечить боевые действия флота и транспортных операций. Инженер-капитан 3 ранга Буйницкий возглавил институт. За отличное руководство работами по обеспечению кораблей Военно-Морского Флота и Арктического флота гидрометеообслуживанием на Севере, выполнение правительственных заданий Буйницкого наградили орденами Отечественной войны I и II степени.

В сентябре Виктор Буйницкий уволился в запас и продолжил работу в Арктическом институте. Война ещё раз подчеркнула громадное значение для страны Северного морского пути. Без фундаментально поставленных научных исследований высоких широт превратить его в нормально действующую транспортную магистраль было невозможно. Поэтому в первые послевоенные годы возглавляемый  Буйницким коллектив учёных Арктического института принялся за разработку и осуществление программы исследований Центральной Арктики с широким использованием авиации.

И как исследователь, и как организатор науки Виктор Буйницкий внёс значительный вклад в изучение Северного Ледовитого океана. В 1949 году к военным орденам прибавился орден Трудового Красного Знамени. Он скончался 18 июня 1980 года. На его могиле в Санкт-Петербурге возвышается памятник из розового гранита. Камень для него доставили с берегов Антарктиды участники антарктической экспедиции, отдав дань заслугам учёного в исследовании и освоении полярных областей нашей планеты.

В память об известном гидрографе, полярнике и океанологе названы гора среди материковых льдов Антарктиды, научно-исследовательское судно «Виктор Буйницкий», приписанное к порту Мурманск и вид морского моллюска, описанный из сборов во время дрейфа.

Но несмотря на великую лепту, внесённую учёным в развитии России, в Победу в Великой Отечественной войне, в родном крае его вклад оказался недооценённым. Вряд ли многие из школьников или студентов знают или помнят его имя. Разве что ученики школы №10 или жители одноимённой улицы могут назвать его фамилию.

К сожалению, история забывает многих великих людей, которые внесли огромный вклад в развитие общества и науки. Но несмотря на то, что имя Виктора Буйницкого неизвестно многим, его достижения останутся вечными и будут вдохновлять будущие поколения. Важно помнить, что наша история состоит из многих маленьких историй, и каждый вкладывает свой кусочек в этот общий пазл.

Увидели опечатку в тексте? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также: