Связь с редакцией
Пожалуйста, оставьте настоящие данные, чтобы мы могли связаться с вами и уточнить информацию. При необходимости мы гарантируем вам анонимность.
19 марта 2024, 12:15
19 мар.
В Чите:-4°C
$ 91.98
€ 100.24
¥ 12.75

То пни, то кусты, то засохло — есть ли у Читы шанс стать зелёным городом?

Елизавета Медведкина
26 марта 2023

«Мороз и солнце — день чудесный…» — строчка из стихотворения Александра Сергеевича Пушкина как нельзя лучше подходит для описания мартовского дня: накануне вечером выпал снег, солнце пригревает, но на улице всё ещё достаточно холодно из-за ветра. Я быстрым шагом пробегаю по тротуарам, где притоптанный и тающий снег начал превращаться в неровный лёд. Мой бег поминутно прерывается, а из кармана то и дело изымается телефон, чтобы запечатлеть героев этого текста — читинские деревья.

Всё больше ветвистых жителей города лишаются голов, а некоторые и вовсе исчезают с улиц, остаются только изгрызенные пилами приземистые пни. Уже не осталось того человека, который бы не возмутился такому варварскому обращению с деревьями.

Я иду на встречу с экологом, членом совета по озеленению города при администрации Читы Игорем Тепляковым. Встречу мы назначили на площади Декабристов, с которой начнётся прогулка и беседа о том, что происходит с деревьями в Чите. А вот и он.

Тополя. Откуда они взялись в таком количестве и почему их нужно заменить?

По словам Игоря Теплякова, Читу начали массово засаживать тополями в 50-е годы XX века, при этом наш город был не единственным, где эти деревья начали использовать в качестве основных для озеленения — тополиное нашествие прошлось по всему СССР.

Тополя на площади Декабристов. Фото: ZabNews

«Бальзамические тополя были использованы в качестве деревьев первой очереди, потому что они неприхотливы, хорошо приживаются и быстро растут: за год они могут вырасти на 1,5–2 метра. Они хорошо подходили для быстрого озеленения и особо не требуют ухода. Для Забайкалья эти деревья № 1, потому что они являются рекордсменами по площади листвы. Но не стоит забывать, что у нас облиственный период длится 3–4 месяца, остальное время деревья стоят у нас без листвы. В этом смысле тополя какое-то время были спасением. На сегодняшний день эти тополя уже все старые. За семь лет посадок в середине прошлого века в Чите высадили порядка 500 тысяч тополей. Тогда предполагалось, что тополя приживутся, выполнят свою функцию по озеленению, и их начнут заменять другими благородными деревьями — клёнами, ясенями и хвойными деревьями», — пояснил Игорь Тепляков.

Нет ничего более постоянного, чем временное, а потому тополя до сих пор остаются самыми распространёнными деревьями в Чите. А ещё потому, что наша весна оказалась для растений суровее, чем зима. По словам моего собеседника, весной очень ветрено, а снега мало, и происходит морозное высушивание, когда практически вся влага уходит их дерева. Поэтому в более тёплое время растение может просто не начать распускаться. От морозного высушивания более всего страдают хвойные растения, а вот тополя и ильмы, которые так же часто встречаются в нашем городе, лучше всего противостоят этому явлению.

Что касается ильмов, то они отлично поддаются фигурной обрезке, хорошо выглядят как летом, так и зимой, и в отличие от своих собратьев по несчастью, тополей, лучше подходят для облагораживания общественных пространств городов.

«В 90-х и начале 2000-х годов началось новое поветрие, автора которого мы не смогли найти — это топпингование деревьев, проще говоря перпендикулярный срез верхушки дерева. Его ещё называют «посадить дерево на пень». Подобная команда прошла по многим городам России, и Чита не стала исключением», — продолжил Игорь Тепляков.

Чем на первых порах показалось привлекательна идея топпинга деревьев? Да тем, что в городах появлялось всё больше линий электропередачи, а деревья своими ветками касались их и тем самым начали угрожать безопасности. По словам моего собеседника, дерево, если оно своими ветками касается провода, может перетереть его за год. Согласно данным «Горсвета», в Чите было зафиксировано три случая гибели людей от того, что перетёртый провод упал на землю.

Ветки на проводах. Фото: ZabNews

Замена перетёртых проводов требует дополнительных расходов. Также не стоит забывать, что провода частенько страдают во время штормов, когда ветер валит деревья на электролинии. Вот и начали деревья обрезать поперёк стволов и укорачивать им ветки, делая из них неприглядные лысые пеньки. Кроме того, такая операция намного быстрее в исполнении, чем обрезка по правилам, и справиться с ней может любой крепкий мужичок с хорошей бензопилой.

И как же повлияла такая экспресс-стрижка на тополя в Чите?

«Последствий у топпинга деревьев два. Во-первых, дерево начинает загнивать от того, что влага копится под прямым спилом. Все топпингованные тополя в Чите начинают гнить сверху. А если у дерева гнилая сердцевина, то оно 100% мёртвое, и таких в нашем городе большинство. Также у них появляются так называемые «водянистые ветки», то есть те, которые растут не из центра ствола, а сбоку из коры. Как правило, листья на таких отростках большие, что тоже говорит о том, что растение болеет. Во-вторых, это ужасно сказывается на эстетическом виде не только дерева, но и города в целом, когда на его улицах полно таких деревьев. А эстетика очень важна. Стоит только один раз обратить внимание на топпингованные деревья, и ты будешь замечать это постоянно», — уточнил Игорь Тепляков.

Топпингование тополей привело к их повсеместному гниению, а это, в свою очередь, к массовому заражению всех деревьев этой породы в Чите тополиной молью — рыжими пятнами, которые за последние пять лет поразили все деревья. Как побороть этот недуг? Ну, есть два выхода из этой ситуации: либо разом обработать весь город убойным коктейлем из огромного количества химикатов, либо планомерно заменять старые, больные деревья на новые разных пород. Так как первый вариант потенциально опасен для людей, а также стоит немалых денег, то члены совета по озеленению остановились на втором варианте.

Проблемные деревья на площади Декабристов. Фото: ZabNews

Как ещё можно отличить больные деревья от здоровых в Чите?

  • Такие деревья имеют у подножия стволов глубокие гнилые трещины и дупла, которые обнажают сердцевину.
  • Ствол не стоит прямо, а сильно наклонён в сторону.
  • Такое дерево легко раскачать.
  • Кора на стволе очень грубая, сухая и тусклая.
  • Много водянистых отростков с боков и сухих веток.
Исторические фото площади Декабристов. Фото: Игорь Тепляков 

Что можно посадить в Чите, кроме тополей и ильмов?

Игорь Тепляков отметил, что в новосибирском питомнике есть порядка 500 видов деревьев и кустарников, из которых в Чите могут благополучно прижиться 70 видов растений. Да, немного, но это в 10 раз больше того «разнообразия», которое мы имеем в столице Забайкалья сейчас. Кое-что интересное уже появилось на улицах города.

«В Чите хорошо приживаются, а это проверено экспериментально, клёны Геннала или красные клёны (имеют ярко красную листву осенью — ред), клён татарский (имеют оранжевую листву осенью — ред) и клён ясенелистный — осенью листья у него жёлтые, почти золотые. С 2021 года высаживаем серебристые пирамидальные тополя. Чем они хороши: у них обратная сторона листа серебряного цвета, и они не восприимчивы к тем болезням, которыми поражены наши деревья в Чите. Ну и наш город очень нуждается в чём-то вечнозелёном. Многие спрашивают, мол, зачем в городе начали ёлки садить? Но вот к сожалению выбор у нас не богат — из хвойных у нас могут прижиться только сосна обыкновенная либо ель сибирская. При этом за ними нужен уход — эти привереды любят воду и могут не расти несколько лет, а потом резко стартануть ввысь», — пояснил эколог.

Помимо перечисленных в Чите высадили ильм японский, который нашли в одном из питомников недалеко от города, и черёмуху пурпуролистную. Это дерево отличается тёмно-бордовым окрасом листвы. Недалеко от нёе посадили черёмуху Маака — это растение со стволом золотистого-коричневого цвета. Из кустарников теперь на улицах города можно встретить калину гордовину, барбарис, кизильник блестящий, а также абрикос Чингисхана — его привезли из Монголии, и миндаль степной — его цветение можно сравнить с японской сакурой. Также есть рябины сибирские.

Кроме всего перечисленного, в Чите очень хорошо растёт сирень, кусты которой до реконструкции радовали прохожих на аллее Горького. Её тоже будут высаживать, как и деревца яблоньки, по осени особенной популярной у пернатых жителей города. 

Высадкой и уходом за деревьями в городе, безусловно, должны заниматься обученные люди, чтобы не было неразберихи в том, кто, что и где посадил. При этом должны учитываться особенности растений: какие условия они любят, согласны ли они на соседей или это деревья-одиночки, будут ли они мешать проводам, кабелям или трубам, которые зарыты в земле и так далее.

А как правильно ухаживать и обрезать деревья?

Продолжая прогулку по площади Декабристов, Игорь Тепляков обращает моё внимание на её неухоженность: нет грамотной обрезки деревьев, в том числе кустарников, густая посадка в одной части площади и совершенная пустота в другой. Элементарно никто не убирает с деревьев сухие ветки

Мой собеседник подчёркивает, что в парках люди должны друг друга видеть через живые изгороди и деревья, которые, естественно, должны быть правильно подстрижены. Например кусты акации, которые высажены на площади Декабристов, необходимо подстригать так, чтобы она была по плечо человеку среднего роста, то есть максимальная высота 1,5–1,6 метра. Кстати, акация в Чите тоже заражена.

Акации на площади Декабристов. Фото: ZabNews

«Когда к нам приезжали коллеги из Москвы, то, честно, перед ними было стыдно. Они прямо сказали, как вы могли довести до такого состояния перспективную в плане благоустройства площадь? Почему она у вас такая неухоженная? Поэтому не должно быть зарослей, особенно на центральных площадях города», — рассказывает эколог.

Поговорили о плохом примере обрезки (вообще-то её полного отсутствия), теперь посмотрим на то, где сотрудники Дорожно-мостового ремонтно-строительного управления (ДМРСУ) Читы постарались (да, да, те самые крепкие мужички с хорошими бензопилами) сделать обрезку деревьев грамотно, чтобы не убить их.

«За годы нам удалось доказать, что варварская обрезка тополей и посадка их на пень — это страшно. Но практика эта продолжается управляющими компаниями (УК). Бывает так, что дерево, здоровое, большое, убирают по заявлению бабушки, которой ветки, например, стучат в окно или закрывают солнечный свет. В этом случае УК может сделать всё правильно, например, только убрав мешающую ветку, или сделать прореживание, чтобы свет проникал сквозь листья. Но чаще всего, конечно, прибегают к практике посадки на пень», — разъясняет Игорь Тепляков.

Он отмечает, что практика прореживания помогла «откопать» школу № 2 и гимназию № 21, где очень густо насажены деревья, и свет почти не проникал в классы. После обработки света стало так много, что школам приходилось начинать сборы денег на шторы.

Понятное дело, что дело не сдвинется с мёртвой точки, если на уход за деревьями и озеленение города не будут выделять деньги. Игорь Тепляков подчёркивает, что в 2022 году впервые в истории современной Читы из бюджета выделили порядка 14 миллионов рублей на озеленение центральных улиц города. Этих денег хватило на то, чтобы частично заменить старые деревья, высадили порядка 900 штук и около 2 тысяч кустов. Но это, даже по меркам Читы, капля в море — особых изменений в облике города никто не заметил.

Если говорить о тех деньгах, которых будет хватать на обслуживание того, что есть — то есть ежегодная обрезка деревьев, замена старых и высадка новых, то на это каждый год из бюджета Читы должны выделять порядка 100 миллионов рублей.

За разговором о финансах мы доходим до улицы Выставочной, на которой обрезали один ряд тополей — они цеплял своими ветвями провода над ними. Именно здесь Игорь Тепляков с коллегами из совета по озеленению, общественниками и сотрудниками ДМРСУ в 2020 году проводили мастер-класс по правильной подрезе деревьев — поллардингу.

Поллардинг деревьев на улице Выставочной в Чите. Фото: ZabNews

Срез в этом случае делается не перпендикулярно земле, а под углом, чтобы влага не застаивалась в стволе, а стекала вниз, тем самым не нарушая движение соков внутри дерева. Длина ветки после махинаций с пилами должна составлять 1–1,5 метра. Но и этот вариант не идеален, так как подобная обрезка тоже становится большим стрессом для тополя. Несмотря на всю живучесть этих деревьев, с каждым разом они всё хуже начинают восстанавливаться после неё. Поэтому важно делать обрезку деревьев каждый год понемногу, а не рубить все ветки за один раз — так растение адаптируется и приобретают ту заветную форму «шарика».

«ДМРСУ в этом плане зажаты между разъярёнными общественниками и журналистами, а с другой стороны строгими дяденьками-прокурорами, которые тычут их в постановления правительства о создании санитарных зон вокруг коммуникаций, и грозятся привлечь за неисполнение обязанностей», — сочувствует рабочим Игорь Тепляков.

Он отмечает, что за годы совместной работы во время бесчисленных субботников сотрудники ДМРСУ отточили навыки обработки тополей, чтобы это было и аккуратно, и безопасно для деревьев и окружения.  

Неухоженный тополь в парке Дома офицеров. Фото: ZabNews

Работу города можно наглядно сравнить с озабоченностью деревьями у правительства Забайкальского края — три длинных тополя высятся рядом с забором парка Дома офицеров со стороны улицы Выставочной. Все они нуждаются в санитарной обрезке сухих веток, которые видны невооружённым взглядом — одна из их опасно нависла над тротуаром.

Подходим к месту, где на улице Чкалова у бывшего Дворца спорта сохранился островок с тополями-гигантами.

Большие тополя c гнездом в Чите. Фото: ZabNews

«Эти тополя необходимо сохранить такими всеми силами. Им необходима только санитарная обрезка сухих ветвей и небольших отростков снизу», — подмечает Игорь Тепляков.

По ходу нашего движения к аллее по улице Горького Игорь Тепляков обращает внимание на территорию Забайкальского краеведческого музея, где царствуют ильмы — им бы тоже не помешала санитарная обрезка сухих веток.

Немного об аллее на улице Горького 

Часть новых растений, в частности клёны, о которых говорилось выше, высадили как раз на обновлённой улице Горького. Они не станут такими гигантами, как тополя, да и кроны у них ни на столько густые, чтобы совсем не пропускать свет. А ещё они не так благосклонны к кардинальной обрезке по типу поллардинга, так что за ними нужен своевременный уход.

Обновлённая аллея на улице Горького. Фото: ZabNews

С правой стороны аллеи, если по ней подниматься вверх, можно увидеть много пустого пространства около забора, за которым проходит проезжая часть. Там под землёй проходят трубы, и над ними нельзя высаживать деревья, которые своими корнями могут повредить коммуникации либо воздушные линии элекстропередачи, которые проходят там же. Чтобы не оставлять пустоту, подрядчик высадил там кустарники, в том числе степной миндаль, абрикос Чингисхана и свидины.

По словам Игоря Теплякова, аллею будут восстанавливать и дальше, планируется высадка яблоньки и любимой читинцами сирени, кусты которой тоже пришлось снести при переукладке труб на Горького. 

А что насчёт чёрных гусениц, которые каждый год обгладывали несчастные деревья на аллее? Эколог отметил, что эти насекомые зимуют в старой листве, а также в старых, сухих частях дерева — ветках и коре. Палой листвы под деревьями нет, а ветви обрезали студенты Читинской государственной медицинской академии и волонтёр под присмотром Игоря Теплякова, поэтому этим летом гусениц должно быть намного меньше.

Большие тополя в Чите. Фото: ZabNews

Ни одна комфортная городская среда невозможна без озеленения. Опыт в том, как правильно садить и ухаживать за деревьями, приходит не сразу, а постепенно, что можно увидеть в Чите в том числе. Ошибки были, и они будут ещё, так как город только встал на путь адекватного благоустройства.

Главное — это не делать из Читы бетонный плац, в котором всё свободное пространство приспособлено только под машины, парковки и кирпичные высотки. Но и компот из деревьев на улицах города тоже делать не надо. Да, разнообразие, как мы выяснили, важно, чтобы деревья не заболевали, а общественные зоны отличались друг от друга не только архетектурой, но и растениями — так и жителям, и гостям города будет интересней. 

Пример грамотной обрезки деревьев в Санкт-Петербурге.

Обрезка деревьев в Санкт-Петербурге. Фото: Игорь Тепляков 

Увидели опечатку в тексте? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также: