Копаться под капотом или толкаться в троллейбусе?

Нет в жизни любого горожанина ничего лучше, чем ехать по утру в забитом доверху маршрутном автобусе, особенно, когда ты его ждал дольше получаса, правда? Действительно ли общественный транспорт в Чите настолько неудобен, что приходится пересаживаться на личное авто? А если да, то как в Чите пересесть за руль своей машины с пассажирского сидения троллейбуса и не обанкротиться.

Надоело быть селёдкой в банке

Главной проблемой общественного транспорта в Чите горожане называют всё-таки его организацию, отсюда проблемы с расписанием и счастливыми минутами, в которых и рукой не пошевелить, и соприкасаться с людьми со всех сторон приходится. Также многих смущает и цена проезда.

«Если честно, то надоело быть селёдкой в бочке. Часто бывает так, что быстрее пешком дойти, чем троллейбус или маршрутку дождаться», – сказал житель Читы.

Людей в городе смущает множество маршрутчиков, которые активно нарушают правила дорожного движения. И речь не об остановках в неположенных местах, хотя в этом тоже ничего хорошего нет, а о более серьёзных нарушениях, в их числе которых - превышение скорости.

«Конечно, неумелых водителей, забывших ПДД, много на дорогах и без общественного транспорта, но ведь здесь ты доверяешь свою жизнь незнакомому человеку, садишься к нему в машину, а этот человек сильнее жмёт на педаль на каждом лежачем полицейском, курит, и на других водил орёт. И это если забыть, что у него печь не работает и салон продувает из ржавой дырки», – поделился собеседник редакции.

Впрочем, некоторые читинцы готовы платить за проезд больше, лишь бы находиться в безопасности и в тепле. Чаще всего именно они и выбирают такси. Впрочем, и тут не обходится без проблем. Кого-то смущают разговоры, кого-то откровенная грубость от водителей. До кого-то такси и вовсе не доедет, пока они не поднимут стоимость до запредельных масштабов.

«Ох уж это такси, которого невозможно дождаться, с детьми вообще не берут. Когда приезжаешь – выслушиваешь лекции о том, почему возвращаемся по темноте с ребёнком или ещё лучше: «Вот зачем я вас взял? Появилась заявка дороже». Я никогда не конфликтую, но всему есть предел», – говорит читинка.

Судя по опросу, жители Читы пересаживаются с общественного транспорта на личный всего по трём причинам: комфорт, безопасность, скорость. Также есть и те, кому машина просто необходима в работе – сложно же работать курьером и развозить продукцию по разным частям города на маршрутке.

Из-за этого и машин на улицах Читы с каждым годом становится всё больше, но всё же можно ли сейчас как-нибудь купить автомобиль и не обанкротиться? Мы же на Дальнем Востоке, может, льготы есть?

 

Цена комфорта

Льготы всё же есть, и входит в них достаточно обширная категория граждан: тут и семьи с одним и более ребёнком до 18 лет, и врачи с учителями, и военнослужащие, в том числе мобилизованные, а также военные пенсионеры и те, кто покупает машину впервые, и решившиеся купить электромобиль. Также не обделили людей, которые решили сдать свой старый автомобиль в автосалон и купить новый при условии, что владеют старушкой они более года.

Льгота заключается в скидке на кредит, для россиян она составит – 20%, для жителей Дальнего Востока отдельная радость – 25%, пишет РИА Новости. Процентную ставку определит банк, но автомобиль можно будет взять только дешевле 2 миллионов рублей и не тяжелее 3,5 тонны, кроме того, он должен быть собран не позднее 2022 года. По сути правительство полностью оплатит первоначальный взнос, гражданам останется лишь доплатить проценты и оставшуюся сумму.

Кажется сказкой, но есть одно важное условие. Льготы действуют только на автомобили Lada, УАЗ, ГАЗ и китайского кроссовера Haval Jolion (если его собрали на тульском заводе), также господдержка касается электромобилей Evolute, которые производят в Липецкой области. Разумеется, покупать их по льготам можно только в автосалонах, чтоб оформить кредит, понадобится оформить страховку, ну и, конечно, сдать на права.

Для забайкальцев, которые живут не далеко от Владивостока, откуда к нам привозят автомобили-японцы, встаёт непростой выбор между качеством и отечественным автопромом.

Автомобили Lada, по данным сайта производителя, стоят от 600 тысяч рублей до 1,6 миллиона рублей. Машины от «УАЗ» продаются за 1,3-2,1 миллиона рублей. «Газель» стоит в районе 1,5 – 1,9 миллиона рублей. Китаец Haval Jolion оценивается производителем от 1,8 миллиона рублей. Стоимость машин от Evolute начинается от 1,9 миллиона рублей, но государственная поддержка на них (даже при условии 25% скидки) не превысит 625 тысяч рублей.

Среди читинцев уже есть те, кто опробовал систему льготного кредитования. При том условии, что они и так хотели взять один из предложенных автомобилей, возможностью они остались довольны.

«У меня отец так взял новую «Ладу». У него «УАЗик» был, он в районе жил, переехал в город и на этой машине ему стало неудобно. Под программу попал, сдал в автосалон свой «УАЗ» и остальную сумму погасил месяца за два. В итоге из своих денег доплатил только 200 тысяч», – сказал автолюбитель.

 

Если есть сыр, есть ли мышеловка?

Основная проблема льготного кредита на авто в том, на какие автомобили он распространяется. Большинство читинских автомобилистов скептично относятся как к отечественному автопрому, так и к китайскому. Об электромобилях в Чите говорить не приходится, заправки в городе всего две – возле торговых центров «Новосити» и «Макси». 

«Безусловно, кто-то будет этой услугой пользоваться, только возникнет вопрос по целесообразности и стоимости. У нас регион близок к Японии, соответственно, автомобили в основном зарубежные. Отечественный автопром у нас не пользуется таким спросом», – заявил руководитель общественной организации «Дорожный патруль» и автоэксперт Алексей Стрельников.

По его мнению, льготный автокредит создан в России для поднятия покупательской способности у населения на отечественный транспорт. Он считает, что пересесть с иномарки на отечественный автомобиль мало кто согласится.

«Возвращаемся к нашей советской шутке. Надолго ли мы отстали то Японии с тех пор, как японец побывал на нашем заводе? Японец ответил, что навсегда. Навсегда или нет, не знаю, но явно отстали надолго», – говорит Стрельников.

Автоэксперт отметил, что люди могут бойкотировать эту льготу только из-за неуверенности в качестве российских автомобилей, потому что это вопрос не только удобства.

«Если бы у меня не было автомобиля, я бы исходил из экономической составляющей, комфорта и безопасности. Мы же понимаем, что если автомобиль будет сыпаться через год-два использования, то ничего хорошего из этого не выйдет. Почему и отказываемся от отечественных машин. Если цена вдруг будет соответствовать именно безопасности, то вопрос уже другой», – уточнил он.

При этом свой Lexus Стрельников бы не променял ни на один из предложенных вариантов российского автопрома. Но если бы льгота распространялась на иностранные автомобили, то сразу бы согласился.

«Пересесть с более комфортно, экономичного и безопасного автомобиля на то, что предлагают нам, - это вряд ли. Если бы предложили наоборот, то я бы с удовольствием согласился», – заявил автоэксперт.

Также думают и другие водители. По их мнению, автомобиль 2022 и 2023 года производства может развалиться уже через пару лет, а их пользователи начнут «жить под капотом», то и дело исправляя те или иные поломки.

Впрочем, лучше ли эти проблемы давки в общественном транспорте и получасовом ожидании на остановке, вопрос спорный. Дело, как всегда, в объёме кошелька. А что бы выбрали вы?

Читайте также