Золотая гигакалория. Почему мы переплачиваем за тепло

Фото: svpressa.ru

Совсем скоро в Забайкалье стартует отопительный сезон, котельные вновь заработают на полную мощность, в наши дома начнёт поступать долгожданное тепло, а следом за ним не всегда приятные счета. Каждый, кто заглядывал в квитанции, обращал внимание, что одной из самых дорогих коммунальных услуг является именно отопление. Зимой суммы доходят до 2-3 тысяч рублей в месяц, при этом мы и не подозреваем, что часть тепла часто расходуется впустую. А за него в итоге всё равно заплатят жители.

Заместитель комиссии по ЖКХ, строительству и дорогам Общественной палаты России от Забайкальского края Анатолий Старостин подчеркнул, что для более энергоэффективного и экономного потребления следует отслеживать, сколько тепла поступает в дом, а самое главное на отопление чего эта дорогая энергия уходит.

«Если в тамбуре не две двери, как положено, а одна, или они всё время открыты, то считайте это деньги на ветер – тепло уходит. Если окна в подъездах не утеплены, не заделаны панельные щели в доме, то тепло уходит, и граждане, к сожалению, его оплачивают. Общедомовой прибор учёта учитывает всё поступающее тепло, и если оно уходит в значительной степени на улицу, то за него всё равно рассчитываются жильцы», – отметил Старостин.

В подвале каждого дома с централизованной системой отопления установлен общедомовой прибор учёта (ОДПУ), который регистрируют параметры доставляемого к потребителю тепла. Температура, давление, объём – всё это учитывается, от показаний будет зависеть размер платы за услугу.

Чтобы начать экономить, надо, во-первых, устранить все источники теплопотерь в доме, а во-вторых установить оптимальный температурный режим, настраивая тот самый ОДПУ.

Тепловой узел с ОДПУ устанавливается в подвале дома. Фото: potokmedia.ru

Наглядным и ощутимым примером, когда нет сбалансированной подачи тепла, является холод в квартирах. С этой проблемой знакомы все. Другая крайность – наоборот, тепла подаётся в избытке, и тогда в квартирах наступает «Ташкент», заставляющий открывать форточки, выпуская драгоценное тепло на улицу. Туда же уходят и наши деньги.

Регулировать количество тепла через ОДПУ можно только во взаимодействии с управляющей компанией и ресурсоснабжающей организацией. В идеале, в экономии ресурсов должны быть заинтересованы все, но в конечном итоге больше вопросов возникает у тех, кто каждый месяц смотрит на платёжки. Инициативу должны проявлять именно сами жильцы.

«Чтобы было меньше затрачено тепловой энергии, чтобы люди меньше платили, должно быть оперативное взаимодействие между ресурсоснабжающей организацией и управляющей компанией на благо жильцов. Чёткое взаимодействие, организационные мероприятия дают экономию ресурсов. Если нет к этому интереса, спустя рукава в этом работают все участники, то, к сожалению, в конечном счёте от этого страдают граждане, переплачивая за те или иные ресурсы. В этом случае жильцам надо активнее контактировать в первую очередь с управляющей компанией, а дальше они обязаны с ресурсоснабжающей организацией выяснить все отношения по правильности подачи тепла в дом», – подчеркнул Старостин.

На кошелёк потребителя также может влиять недоработка управляющей компании во время подготовки внутридомовых сетей к отопительному сезону. Компания, обслуживающая дом, должна проверить стояки, чтобы исключить завоздушивание.

«Включили тепло, а люди мёрзнут – стояки холодные, в этом случае может быть завоздушивание. При этом, со стороны ТГК-14 подача тепла осуществляется в должном объёме, а дом не прогревается, потому что воздух мешает циркулировать», – сказал Старостин.

Он добавил, что есть более продвинутый способ рационального использования тепла – умная автоматизированная система, которая анализирует температуру на улице, температуру в доме и в зависимости от этого сама определяет, сколько нужно подать тепловой энергии. Такая автоматика стоит дорого, но принципиально себя окупает.

Дома у одной из сотрудниц нашего информационного агентства Алёны стоят батареи с индивидуальным регулятором температуры и теплосчётчиком. Это позволяет оплачивать счета за отопление не по нормативу, а по фактически потреблённому объёму гигакалорий, за что вас поблагодарит ваш кошелёк.

Владелец квартиры может сам регулировать подачу воды в батареи, ориентируясь на свои ощущения, установить комфортный для него микроклимат в квартире, не открывая форточки и не выпуская тепло, а вместе с ним свои заработанные рубли на улицу.

«Зимой батареи не выкручиваем на полный обогрев. Чем теплее на улице, тем меньше нужно их включать», – поделилась сотрудница ZabNews.

Для примера, в начале отопительного сезона 2021 года плата за октябрь у Алёны составила 915 рублей. В феврале, когда стояли забайкальские морозы, сумма ожидаемо выросла до 1 125 рублей. Когда пришла весна и припекало солнышко, за отопление в марте она отдала 746 рублей.

С помощью вентиля можно регулировать подачу тепла. Фото: onlinetrade.ru

Как видно, эта система позволяет в ручном режиме регулировать подачу тепла в зависимости не только от времени года, но и от погоды в отдельно взятый день. Если говорить заумно: позволяет учитывать количество солнечной радиации и использовать это для экономии вашего бюджета.

Оплата жилищно-коммунальных услуг забирает весомую долю семейного бюджета забайкальцев, при этом тарифы стабильно растут каждый год. По данным Забайкалкрайстата, платежи с начала 2022 года в среднем выросли на 7,6%, а общая задолженность населения перевалила за 1,8 миллиарда рублей. 

В этих условиях неплохо было бы задуматься об экономном потреблении, а также о своих взаимоотношениях с управляющими компаниями. Нужна ли вам управляшка, которая озадачена только сбором денег. На вопрос: почему в квартире холодные батареи – нас спешно отсылают к ТГК, а оттуда обратно. Никто не собирается разбираться в проблемах жильцов, ведь все знают, кто будет платить по счетам.

Читайте также