Куда пропадают медики в Забайкалье?

Основная и самая острая проблема медицины в Забайкальском крае на данный момент – это нехватка кадров. Не помогают ни целевое обучение, ни программа «Земский доктор». Абитуриентов принимают много, благо в регионе есть и медицинские колледж и академия. Но по итогу до государственных больниц и поликлиник доходят единицы. А врачебные кабинеты в сёлах даже с хорошим ремонтом вынуждены пустовать. Куда же пропадают медики? Этот вопрос 19 мая обсудили на стратегической сессии министерства здравоохранения региона «Карьерная навигация».

В одном зале собрались сотрудники министерства, студенты Читинского медицинского колледжа, их преподаватели и потенциальные работодатели – главные врачи и медицинские сёстры. Их задача – выявить главные проблемы и моменты, которые отпугивают молодёжь от трудоустройства.

«В прошлом году у нас выпустилось 600 человек. Из них пошли работать в медицинские организации почти 70%. Но в учреждения, подведомственные министерству здравоохранения, трудоустроилось всего 37%. Остальные уходят в частные, ведомственные организации. Кто-то продолжает обучение в высших учебных заведениях или уезжает за пределы региона», – рассказал директор медколледжа Антон Краснояров.

На стратегической сессии было озвучено множество вещей, которые не устраивают ни нынешних медицинских работников, ни потенциальных. Это низкие зарплаты, тяжёлый график работы, отсутствие жилья и банальной инфраструктуры в отдалённых районах. Ведь ехать туда нужно с семьёй, а семье нужны детские сады, школы, общественные и культурные пространства. В общем, проблема глобальная. Однако есть и такие вопросы, которые можно было бы решить без особых усилий.

«Самая острая проблема, на мой взгляд, это составление графика труда на практике. Нет определённого графика. Утром могут позвонить и сказать: «Через 20 минут приезжайте». А как можно за такое время собраться и побежать на практику? Я считаю, что это очень неправильно. Если будет решение таких проблем, если будет наставник, хороший руководитель от медицинской организации, который будет с нами общаться, прислушиваться. Я думаю, в таком случае большинство студентов пойдёт на практику и далее работать», – поделилась студентка 4 курса медколледжа Татьяна Неделина.

Молодые люди на стратегической сессии неоднократно заявляли о необходимости изменить психологический климат в медицинских организациях. Дуальная система образования предполагает, что учебное заведение даёт только теоретические знания. Ещё порядка 30-40% навыков нужно получить именно на практике. На деле же зачастую ребята в больницах вместо изучения фельдшерского дела выполняют работу санитаров, намывая полы и окна. А в эпоху карантина студентов вовсе не запускали в больницы.

«У нас на «Лечебном деле» училось больше 100 человек. Сейчас в группе осталось 32 студента. И обучение сложное, и многие ушли из-за карантина. Медицина – это не про заочные формы обучения. Это только очно, только в больницах, только на практиках», – добавила Татьяна Неделина.

О необходимости трансформации дуального обучения заявил и директор медколледжа. По его словам, такую систему подготовки специалистов используют во всём мире, а особенно это развито в Германии. Специалисты из этой страны обмениваются опытом на научных конференциях. И их опыт говорит: если студент проходит много практик, он знакомится с людьми, графиком работы. Среда становится привычной, и в неё потом выпускник возвращается для трудоустройства.

«Вот к чему мы должны прийти. Ну и, конечно, целевая подготовка с методами социальной поддержки. Работодатель может поддерживать своего будущего работника стипендией. Помогать проводить медицинский осмотр перед практикой», – отметил Антон Краснояров.

По словам исполняющей обязанности министра здравоохранения Забайкалья Оксаны Немакиной, все материалы, которые были разработаны во время стратегической сессии, в дальнейшем рассмотрят специалисты отдела по кадровой политике. Они прицельно изучат, где и в каких районах есть проблемы и как их можно решить.

«Мы послушали сегодня, что дети готовы работать. Но есть некоторые нюансы. Да, есть пробелы в образовании и подготовке этих кадров, студентов. Есть проблемы в понимании процесса работы на практике. И есть неустроенность финансовая, если ехать в район. Боязнь оказаться без крыла более старшего поколения. Но это всё решаемо», – подытожила Оксана Немакина.

Она также отметила, что хочет сделать подобные стратсессии регулярными и проводить их хотя бы раз в полгода. Это позволит отслеживать динамику и постоянно работать над кадровым кризисом в медицинской сфере.

 

Читайте также