
Проблема с мусором обострилась в Забайкальском крае за последние два года, и это не с проста. С 1 января 2020 года — официально –уборкой мусора занимается компания «Олерон+», именно она стала региональным оператором по обращению с твёрдыми коммунальными отходами (ТКО). Да, проблемы с уборкой мусора возникали и до него, однако не в таком масштабе.
Планировали одно, получили другое
Жалобы поступают и от жителей, и от подрядчиков, которые сотрудничают с «Олероном», и от муниципальных и региональных властей. Последние не раз призывали оператора наладить работу, грозились наказать и предлагали свою помощь. Для этого 8 декабря назначили заседание комитетов по экономической политике и предпринимательству и по аграрной политике и природопользованию, где присутствовали депутаты регионального парламента, а также те, кто подключился по видеосвязи из Могочинского, Краснокаменского и Читинского района, главы администрации города, министерства природных ресурсов края, краевой и природоохранной прокуратуры, Региональной службы по тарифам, и, конечно, компании «Олерон+». Про её работу рассказывал гендиректор Кирилл Лунёв.
Встреча проходила под председательством депутата заксобрания Виктории Бессоновой. В повестке — реализация мероприятий перехода на новую систему обращения с твёрдыми коммунальными отходами (ТКО): итоги, проблемы, перспективы.

По словам Виктории Бессоновой, одной из целей мусорной реформы было создание достаточных производственных мощностей для утилизации и обработки ТКО — 3% по данным 2019 года было отправлено на переработку, остальное для захоронения на полигоны. По прогнозам к 2024 году этот доля должна составить 60%. Но что происходит сейчас?
«Мы заканчиваем с вами 2021 год и что мы видим? — обратилась Бессонова к депутатам. — Во-первых, только по вопросу вывоза мусора мы собираемся с вами неоднократно и на разных площадках. Мы сейчас с этим вопросом справиться не можем. И не важно, вывозится ли мусор по графику, достаточно ли машин для вывоза мусора — только ходим вокруг этого. Места накопления ТКО: в каком виде они? Достаточно ли их? Кто за них ответственен?» — она посмотрела на присутствующих.
Слушали.
«По информации «Олерона», всего контейнерных площадок в крае больше семи тысяч, но в то же время чуть более шести тысяч не соответствуют требованиям. А также, какой район не спроси, все говорят, что проблема с несанкционированными свалками только усугубилась. И до сих пор у населения нет понимания, что относится к ТКО, а что нет? Куда складывать и так далее. Также не меняющаяся история с машинами и их поломками, которую мы постоянно слышим. Но при этом стоит вопрос оплаты… Мне кажется, пора делать критическую оценку работы «Олерона» и Региональной службы по тарифам, потому что к тарифам тоже имеется ряд вопросов», — закончила Виктория Бессонова выступление.
Вопросов за неполные два года к работе «Олерона» в регионе накопилось и правда много. Кроме всего перечисленного, недопонимание вызвал вопрос обустройства полигонов для захоронения отходов, наличия и развития инвестиционных проектов для других предприятий. Также не понятно, необходимы ли для этого налоговые преференции?
«Результативных мер и ваша активную позицию, мы к сожалению не видим. Стоит ли вопрос о прекращении таких отношений или есть другие способы, при которых мусорная реформа заработает, а не будет оцениваться как провальная? Какой вообще выход вы видите из сложившейся ситуации?» — спросила Бессонова.
О причинах неудачи мусорной реформы в крае

Первым ответил исполняющий обязанности министра природных ресурсов Забайкальского края Андрей Павлов. По его словам, инвесторы не хотят заходить в край для создания инфраструктуры для обращения с ТКО. Дескать на это влияет «специфика нашего края». Он заверил всех присутствующих, что работа по поиску инвесторов продолжается и по сей день. С переменными успехами, но всё же.
Чётко обозначил проблемы, которые никак не дают расправить крылья птице «Олерону» сам руководитель компании Кирилл Лунёв.
По его словам, к реализации мусорной реформы в крае не был готов никто. Не было достаточно техники для вывоза мусора, не было представления о тех объёмах работы, с которыми придётся столкнуться. Также ошибки закрылись в необходимую документацию.
«Неверно был составлен самый главный документ, по которому все эти два года мы работали – это территориальная схема обращения с отходами. Были допущены критические ошибки при определении объёма образования мусора, формирования маршрутов техники по территории районов и региона в целом, определении нормы накопления отходов — всё это показали прошедшие два года», — пояснил он.
Всё это вылилось в неверный тариф – 546,49 рубля (действует до 30 июня 2022 года. С 1 июля тариф вырастет до 654,81 рубля). А далее, как снежный ком, это всё привело к предбанкротному состоянию подрядчиков и судебным искам против «Олерона». Дебиторская задолженность компании на данный момент составляет 596 миллионов рублей, кредиторская задолженность — 627 миллионов рублей. Чтобы погасить хотя бы часть дебиторского долга, «Олерон» подал в суды 53 тысячи исков на взыскание 120 миллионов рублей у тех, кто всё это время не платил за услуги.
Отвечая на вопросы депутатов, Кирилл Лунёв назвал пути решения проблем: исправить территориальную схему работы и маршруты движения техники, обозначить верные объёмы и нормы накопления мусора, обустроить контейнерные площадки по всем правилам, и уже на основе всего этого создать экономически обоснованный тариф.
«Все вопросы, которые вы озвучили, непосредственно вашей деятельности не касаются. Потому что схема — это минприроды, норма накопления — это РСТ, обустройство контейнерных площадок в компетенции органов местного самоуправления… А деятельность «Олерона»? Здесь какие предложения?» — пристально посмотрела Виктория Бессонова через стол на Лунёва.
«Работа «Олерона» направлена на сокращение дебиторской задолженности — это очень важный вопрос, который влияет на экономическое состояние компании», – не теряясь, ответил он.
Глава «Олерона» напомним всем, что свою лепту в нереализованную мусорную реформу внёс многострадальный мусороперерабатывающий завод, который никак не могут достроить и довести до ума вот уже 5 лет в Забайкальском крае. Завод купил «Автолидер», и, по заверениям Кирилла Лунёва, заработает в начале 2022 года. В этот момент все присевающие в малом зале округлили глаза, посмотрели друг на друга и перевели взгляд на руководителя регионального оператора по обращению с ТКО. Он поспешил добавить, что завод переоборудуют и устраняют ошибки, которые не позволяли запустить его раньше, но работы закончат к концу 2021 – так сказать, всё идёт по плану.
«А как вы смотрите на участие государства в качестве учредителя ООО «Олерон+»?» — сверкнули из-под очков глаза заместителя председателя комитета по аграрной политике и природопользованию Законодательного собрания региона Анатолия Вершинина.
«Положительно!» — решительно ответил ему Кирилл Лунёв.
Мнения и пути решения
Далее участники заседания начали обмениваться мнениями, высказывали претензии по работе регионального оператора, задавали вопросы.
Первой о некачественной работе «Олерона» высказалась председатель комитета городского хозяйства администрации города Марина Попова. Пару месяцев назад она ехала на работу по улице Рахова и видела, как сотрудники ДМРСУ собирают мусор. На фонарный столб, который стоит там же, какой-то предусмотрительный местный житель догадался повесить два наполненных мусорных пакета. По её словам, эти мешки так никто и не снял.
«Олерон» не собирает вручную мусор, который остаётся вокруг баков. Я была свидетелем, когда мы переключали ГРЭС на «Водоконал», приехала в этот посёлок. Наблюдала следующее: около новой контейнерной площадки закрытого типа подъездные пути прекрасные, скат есть, но все контейнеры стояли вне контейнерной площадки, вокруг неё ходили 5–6 больших собак и ели там», — добавила она.
По её словам, «Олерон» не способен качественно выполнить свою работу в благоустроенных для сбора мусора местах, чего уж говорить о частном секторе, где не везде есть площадки.
Тему о вывозе мусора самими жителями Забайкальского края поднял депутат Законодательного собрания Юрий Гайдук. Он предложил дать людям свободный доступ на полигоны, чтобы они самостоятельно вывозили мусор, а не сваливали его в лесах. Его поддержал и даже предложил возможное решение руководитель администрации Читы Александр Сапожников.
«Предлагаю «Олерону» и министерству природных ресурсов выдавать талон. Так наказываемый талон на свободный вывоз мусора, которым может производиться раз в квартал. Некоторая помощь для населения и для больших предпринимателей», — пояснил он.
По мнению Александра Сапожникова, это не только поможет бороться с несанкционированными свалками, но и воспитать культуру обращения с отходами, которой в регионе пока нет.
Также присутствующие депутаты вспомнили о том, что «Олерон+» получил 41 миллион рублей на закупку контейнеров для раздельного сбора мусора. Тут же посыпались закономерные вопросы о том, как это будет выглядеть на практике.
«После запуска мусоросортировочного завода отходы будут сортироваться по видам и отправляться для переработки в другие регионы», — заявил Кирилл Лунёв в ответ на это.
Он добавил, что забирать мусор из контейнеров для пластика и бумаги будут разные машины. И, конечно же, затраты на это будут включены в тариф.
«Все оказались не готовы к реформе»
Заседание подходило к концу. Депутат Законодательного собрания региона Анатолий Вершинин сказал не самые приятные, но нужные и объективные слова в адрес «Олерона».

«Нужно отметить, как бы это было не обидно, неудовлетворительную работу «Олерона». При всём уважении, зная, что были и объективные причины. Но мы уже 2 года толчём воду в ступе. Все оказались не готовы к реформе и все ветви власти должны вместе работать над этим вопросом, но больше всего проблем от «Олерона». Нужно нести за это ответственность», — пояснил он.
Анатолий Вершинин добавил, что было бы неплохо съездить в соседнюю республику и изучить их опыт по теме работы с мусором на месте.
Итоги заседания подвела Виктория Бессонова.
«Принимаемые меры не являются достаточными, а проводимые мероприятия оцениваются критически депутатским корпусом — это касается всех, и прежде всего «Олерона». Мы рекомендуем министерству природных ресурсов актуализировать территориальную схему и посмотреть практику других регионов в этом вопросе. Подключить технику для сбора и вывоза мусора, которая есть в районах края. Увеличить на производственные мощности. РСТ рекомендуем сделать прогнозный расчёт тарифа при разделении края на зоны. Возможно, это будет выходом, чтобы сделать тариф меньше», — заключила она.
Министерству экономического развития было рекомендовано определить приоритетным направлением поддержку субъектов, которые занимаются сортировкой и переработкой ТКО — потому что этот бизнес нужно сейчас поддерживать, чтобы он заработал, а также оценить влияние рост тарифа на цены товаров и на собираемость. А для погашения дебиторской задолженности депутаты рекомендовали «Олерону» разработать механизм поощрения населения за своевременную плату за вывоз мусора и усилить информационную работу с населением и предпринимателями, объясняя, куда сдавать мусор и что конкретно можно сдавать.
Контрольно-счётной палате региона Виктория Бессонова поручила проверить результаты работы по действующей территориальной схеме.
Немного поспорив, участники заседания назначили время, когда все снова соберутся за одним столом и посмотрят на результаты работы «Олерона»: выполнит ли он поставленные задачи. Руководитель компании настоял на том, чтобы встречу провели в первом квартале 2022 года.
Фото на превью: zab.ru