На прошлой неделе мы публиковали интервью с председателем Оргкомитета «Чита — Город трудовой доблести» Александром Скачковым. В разговоре Александр Анатольевич заявил, что несмотря на то, что в мае Чита не получила звание «Город трудовой доблести», шансы у краевой столицы на присвоение почётного титула есть. О том, как продолжается реализация проекта «Чита – город трудовой доблести» в этот раз мы поговорим с доктором исторических наук Виктором Мерцаловым.
— Виктор Иванович, насколько нам известно, на одном из последних заседаний Оргкомитета «Чита – город трудовой доблести» председатель Александр Скачков поручил создать рабочую группу для поиска дополнительных наград предприятиям Читинской области. Расскажите об этой группе и что она ищет?
— Да, такая рабочая группа была создана под руководством Главы городского округа «Город Чита» Е.В. Ярилова. В неё вошли известные читинские краеведы А.И. Лыцусь, И.Г. Куренная, директор госархива С.В. Кудрявцев, помощники руководства края и Читы С.А. Фалейчик и С.Ю. Лепешкин, я участвую в качестве эксперта. Хочу отметить, что историческая справка по Чите уже получила положительную оценку Института истории РАН с учётом той роли, которую сыграла Чита в период подготовки и осуществления Маньчжурской военно-стратегической операции. До очередного заседания комитета «Победы» у нас появилось дополнительное время, чтобы расширить нашу доказательную базу. Перед нами стоит задача найти документальные подтверждения - архивные справки, копии постановлений о награждении предприятий Читы и области Красным Знаменем Государственного Комитета Обороны (ГКО). Наличие такого знамени — это одно из основных условий получения звания «Город трудовой доблести».
Нам было известно из литературных источников, что ряд предприятий были награждены такими знамёнами. Только в них отсутствовали ссылки на документ. В поисковой работе мы надеялись расширить возможный круг таких предприятий и начать целенаправленный поиск документов. Рабочая группа запросила дополнительную информацию в Краеведческом музее, архиве ЗабЖД, ОДОРА, Пушкинской библиотеке, Военкомате, Забайкальском госархиве, Министерстве культуры Забайкальского края.
— И уже есть какие-то результаты?
— В первую очередь отмечу, что все адресаты, к которым мы обращались, активно откликнулись на наши запросы. Далее, мы уточнили и расширили список предприятий, о которых сохранились хотя бы упоминания, что они получали Красное Знамя ГКО. Наряду с комбинатом «Балейзолото», Забайкальской железной дорогой, в этот список вошли Холбонская ЦЭС, комбинат «Дарасунзолото», рудник Букачача, депо станции Зилово.
— Но ведь это известные предприятия в нашем крае.
— Вы правы, да. Но в экономике, если так можно выразиться, они находятся в разной весовой категории. Холбонская ЦЭС питала электроэнергией «Балейзолото», «Дарасунзолото», предприятия молибденовой, вольфрамовой, плавикошпатовой промышленности (после строительства в военное время высоковольтной линии). Она сыграла важную роль в строительстве Мордойской электростанции для Хапчерангинского оловокомбината.
Букачачинский уголь на 80 % потреблялся предприятиями Дальнего Востока. В золотодобывающей промышленности ещё с довоенных лет выделялся «Балейзолото». В 1941-1945 гг. он добыл 16, 7 тонны золота. «Дарасунзолото» — 7, 5 тонны этого драгоценного металла. Но в течение войны «Дарасунзолото» отличался устойчивой работой, успешно справлялся с производственным планом. А в 1944 совершил настоящий скачок, добыв 3,2 тонны вместо 1,4 тонны в 1943 г. Всего золотодобывающие предприятия Забайкалья по данным доцента БГУ И. Мезенцевой добыли за военное лихолетье почти 53 тонны золота или 24, 66 % от общей добычи предприятий Главзолото Наркомата цветмета СССР. Так что у всех предприятий-претендентов был шанс получить Красное Знамя ГКО.
— Какие дальнейшие планы у поисковой группы?
— В настоящее время ведётся поисковая работа в краевом госархиве, изучается подшивка газеты «Правда». Когда соберём документально доказательную базу, обратимся в три госархива РФ - РГАСПИ, РГАЭ, ГАРФ за подтверждением собранных нами архивных данных. Завершающим этапом работы будет подготовка комплекта документов для отправки его во Всероссийский комитет «Победа».
— Виктор Иванович, и напоследок – вы верите в победу? В то, что Чите всё-таки присвоят звание «Город трудовой доблести»?
— Верю. Недавно обратился к монографии Г.А. Куманева о железнодорожном транспорте СССР в годы войны, нашёл в ней оценку роли Забайкальской железной дороги в подготовке Маньчжурской военно-стратегической операции. В книге подчёркнута ее «особенно большая заслуга», отмечено, что «главная часть» военных грузов и воинских соединений была доставлена Забайкальской железной дорогой при обеспечении «полной безопасности движения поездов». Когда эту высокую оценку учитываешь с тем, что два предисловия к монографии были написаны Маршалом Советского Союза А.М. Василевским и наркомом путей сообщения СССР И.В. Ковалёвым, то ощущаешь себя как бы на высшем экспертном совете и невольно думаешь, что успех у нас всё-таки должен быть. Он гарантирован самоотверженным трудом наших забайкальцев в годы Великой Отечественной войны. Убеждён, что трудовой вклад забайкальцев в Победу будет оценён по достоинству. Чита достойна присвоения ей почётного звания «Город Трудовой Доблести».
— Спасибо за беседу. Будем ждать и верить.