Связь с редакцией
Пожалуйста, оставьте настоящие данные, чтобы мы могли связаться с вами и уточнить информацию. При необходимости мы гарантируем вам анонимность.
27 июня 2024, 23:03
27 июня
В Чите:+19°C
$ 87.81
€ 94.11
¥ 11.87
Анастасия Раевская
Хушуры, буузы и «Русские мужики»
Что посмотреть в каторжном крае?
Забайкалье уже в 2023 году начнёт принимать туристов, регион находится на границе с Китаем и может встречать гостей на своей территории. Один отрывок этого маршрута мне удалось проехать и понять, что даже в районах края есть свои особенности.
Начинаем путешествие из центра города Читы, с площади Ленина. Пока на улицах ещё лёгкие сумерки, мороз уже даёт о себе знать. Ветер здесь пробирает до костей, хотя дует он не сильно. Такой ветер местные называют «хиус». Машина движется по скользким дорогам, которые здесь изредка посыпают щебнем. Дома из окна машины кажутся почти незаметными, в окнах ещё не горит свет. Скоро люди проснутся, покинут свои уютные комнаты и поспешат по делам, укутавшись в тёплые пуховики и шубы, по-другому сибирские морозы не пережить.
Гордый народ, буузы и немного истории
Буряты — основа забайкальского этноса. Фото: ИА ZabNews
Шум колёс, ветер и запотевшие стёкла машины, вот-вот мы наконец приедем к первой точке нашего маршрута. Проходит несколько минут, и нас уже встречает на въезде в посёлок стела с фигурой большого пузатого лебедя высотой метров семь. Ну, здравствуй, Угдан! С удивлением замечаю, что на фоне этой масштабной скульптуры я кажусь чем-то крохотным. Почему именно эта птица украсила въезд в бурятское село?
Угдан
Село в Читинском районе Забайкальского края, где проживают преимущественно буряты. Промысел здесь нехитрый: обычно местные держат заведения общепита, а именно буузные. Здесь они готовят настоящую бурятскую кухню.
Праматерь бурятского народа. Фото: ИА ZabNews
Ответ на этот вопрос мне могут подсказать архивариусы в местной библиотеке. Пробираюсь сквозь сугробы и дохожу до здания бывшего ФАПа. Когда-то здесь оказывали первую помощь селянам, а теперь читают книги. Небольшое, но очень светлое помещение, кирпичи, кажется, не успели почернеть от старости, хотя здание пережило не один десяток лет. Глава посёлка Валентина Дашиева встречает нас у входа в традиционных для бурятского народа унтах. Женщина знает происхождение своего села, и лебедь — не просто украшение, а начало бурятского рода.
«Мы выбрали это место не случайно. Угдан переводится как «хранитель рода». Фигура лебедя символизирует происхождение бурят. По легенде, жил когда-то охотник Тумэн, однажды он пошёл в лес, а там на пруду увидел трёх лебедей, и один из них покорил Тумэна. Мужчина решил забрать его домой. Позже лебедь превратился в девушку, и у пары родилось 11 сыновей, от них и пошли 11 родов бурят, один из них живёт в Угдане», — рассказывает Валентина Болотовна.
Мы заходим внутрь старенького здания, нас усаживают в удобные кресла, настраивают проектор и начинают рассказывать об этнокомплексе, который появится в Угдане. Построят здесь вот что: возле дацана будет небольшой парк, где поставят три юрты. В одну войдёшь — мастерская, в другой встретят буузами да кашей, а в третьей — девушки и юноши в ярких национальных костюмах с шапочкой в виде пирамиды приходят с охоты в свою кочевую юрту, так когда-то жили буряты. Пока эта красота выглядит как чертёж и множество цифр, а я всё-таки оцениваю то, что предлагают туристам сегодня. Поэтому меня сейчас больше интересуют висящие под потолком балерины — остатки новогодней роскоши. Они не перестают кружиться ни на секунду. Заметив мой интерес, ко мне подходит низенькая старушка и восхищённо заявляет:
«Мы их сами вырезали, у нас есть клуб пенсионеров «дива». Мы занимаемся украшениями, встречаемся с писателями, поэтами, живём полной жизнью. Пойдём к нашей заведующей, она тебе всё расскажет».
Балерины кружат под самым потолком. Фото: ИА ZabNews
Мы проходим вдоль узенького коридора, где всё покрашено в светлые тона, выходим в прихожую, и старушка стучит о косяк рядом с каморкой: дверей в ней нет. Вместо двери висит ярко-жёлтая шторка с большими красными маками. Ожидая увидеть грозную женщину лет 40, я удивляюсь, когда нам навстречу выходит такая же улыбчивая старушка. Это и есть глава хранилища знаний Зинаида Балданова. Она и организовала клуб пенсионеров, женщины не только рукодельничают, но и помогают бойцам, которые находятся на спецоперации, об этом заведующая отзывается со своим особенным позитивом.
«Мы чем можем стараемся помогать, недавно отвозили буузы раненым в читинский госпиталь, а началось всё так. Мне позвонил племянник, сказал, что его друга везут раненым в Читу, и попросил меня иногда навещать парня, у него здесь никого нет. Я согласилась, и эту историю рассказала своим «дивам», они все решили собраться и проведать солдата. Мы налепили буузы, пирожки постряпали, больничная еда она ведь сами знаете какая», — рассказывает женщина.

— И вы со всем этим грузом прямо на автобусе поехали? — спрашиваю её.

— Ну вы что! Они же остынут! Мы машину вызвали, погрузили всё это дело и быстренько доехали. Ребята рады были, тот, к кому мы приезжали, выйти не смог, но мы передали ему через других бойцов, а настряпали-то сколько! Всю палату накормили до отвала, — улыбаясь, отвечает Зинаида.

Теперь женщины собираются поучаствовать в акции, постряпать бузы на передовую к празднику Сагаалган.

«Долгими зимними вечерами заняться-то нечем, мы и будем стряпать и общаться, сколько уж получится, но хотя бы этим поможем, это же всё детям нашим. Мы одним поможем, а может, время придёт, кто-то и нашего ребёнка там согреет», — без тени печали продвигает свою мудрость Зинаида.

После общения с такими людьми понимаешь, что не всё потеряно. Да, в селе нет крупных торговых центров, нет здесь и салонов красоты, и тем более нет массы развлечений. Село — это про другое, здесь всё проще, легче и понятнее. Такие места дают душевный отдых, никакой суеты, а местные всегда рады рассказать все сельские новости. Их тут немного — у кого корова родила, а кто жениться собрался. Захотелось остаться здесь ещё на пару часов и послушать эти занятные истории, но время бежит нещадно, и нам пора выезжать в село Иван-Озеро. Здесь нас ждёт захватывающее путешествие по закоулкам памяти бывшего учителя, который собрал истории людей разных лет в одном месте.
«Спирт 100%» и «Чёрные глаза»
Дорога была недолгой. Пробираясь сквозь сугробы, в которые местами проваливались колёса автомобиля, мы, наконец, приезжаем к обычному домику с деревянными зелёными воротами. Нас встречает невысокий мужчина в распахнутой куртке. Это современный Плюшкин — Михаил Шелехов. Он приглашает нас войти, мы недолго идём по огороду, за которым виднеется большое заснеженное озеро Иван. Оно так и манит прокатиться по его чистому льду на коньках.

Пока я засматриваюсь через щель забора на озеро, Михаил уже зовёт нас в гараж. Он собрал здесь настоящий музей. Стены старого гаража обвешаны старинной одеждой, в ряд висит военная форма. Столы заставлены утварью и учебниками, среди всех книг мне удалось найти учебник старой мужской гимназии. Есть и экспонаты эпохи палеолита, которые были найдены на территории Забайкалья. Жили здесь раньше, как мы знаем, эвенки, тунгусы и буряты, от них остался нам шаманизм. В могиле одного из шаманов нашли старинный тигровый бубенчик — такие носили на своих костюмах эти загадочные люди.
Учебник для мужской гимназии, экспонат частного музея. Фото: ИА ZabNews
Отличает этот музей то, что каждый экспонат можно потрогать, у него есть своя история, и Михаил помнит, откуда к нему пришла каждая вещь. Многие жители села приносят ему в дар такие предметы, применение которым найти не могут. Первой наш экскурсовод в тёплой шапке, отогревая руки, показывает палочку с двумя острыми сучьями на конце и задаёт нам загадку:

— Почему это приспособление заставляло плакать девушек?

Никто, естественно, ответа не знает, и Михаил начинает объяснять:

— Всё же просто, это маслобойка, в деревнях ею делали масло вручную. Гладкую сторону крутили между ладоней, от этого вращалась сторона с сучьями, ей и взбивали сливки.

— Так а плакать-то почему заставляло? Это больно? — спрашиваю.

— Девушка, вы что! Да просто мать вечером девушку на танцы не отпускала, пока она масло не приготовит, — улыбаясь, отвечает наш экскурсовод.

Пока группа рассматривает исторические сельскохозяйственные принадлежности, я замечаю небольшой чёрный альбом, который выглядит довольно лаконично. Это оказывается коллекция этикеток от старого алкоголя, экземпляры аж с 1930 года. Любимчик советских пьяниц одеколон «Тройной» и «Спирт 100%». Здесь много и «запрещёнки» — санкционный алкоголь из Молдавии, Литвы и Латвии тоже присутствует. Странички альбома бережно обёрнуты в файлы, а этикетки аккуратно приклеены. Страницы будто сами рассказывают читателю, как менялась алкогольная промышленность. Сначала 100-процентный спирт, а потом уже и «Чёрные глаза».
Такой же альбом с новогодними открытками есть в музее. Фото: ИА ZabNews
Альбом сразу же заинтересовал остальную группу, и следующие полчаса мы только им и занимались. Затем Михаил поднял над головой военную методичку и заявил, что это сейчас самая необходимая вещь. Она была актуальна как никогда. Тем более что это не пособие времён Великой Отечественной войны, а современный экземпляр. Такие выдают солдатам, которых отправляют на спецоперацию.
На этой печальной ноте мы не хотим задерживаться, и Михаил приглашает нас во двор. Здесь у него целая библиотека, а рядом небольшой домик из снега, создатель музея называет его «засыпнушка».

«Ну, что рассматриваете? Будете заходить?» — спрашивает мужчина.

В ответ наша группа, конечно, молчит — после двух-то часов экскурсии в холодном гараже, да и ветер дует так, что пробирает до костей. Однако интерес всё-таки во мне оказывается сильнее здравого смысла, и я решаю забраться. В снежном домике теплее, чем на улице, и выходить мне очень не хочется.

Домик из снега, такие раньше строили в зимних походах. Фото: ИА ZabNews
Настало время покидать дом Михаила, нам пора возвращаться в город.
По дороге нас встречают огромные сугробы, в которые моя нога проваливается почти до колена. Насыпались они прямо на берегу большого озера Иван. После такой поездки жители соседних стран не получат острых ощущений, но останутся довольны настоящим отдыхом. Ведь главная достопримечательность Забайкалья — открытые, солнечные и душевные люди.

В материале использованы фото: ИА ZabNews