Не поддавайтесь эмоциям: забайкальцам рассказали, как противостоять кибермошенникам

9 октября на пресс-конференции в забайкальском отделении Центробанка подробно рассказали о том, как не стать жертвой кибермошенников. Необходимая информация о том, как уберечь свои деньги — в нашем материале.

Сегодня каждое четвёртое преступление совершается с использованием сотовой связи или интернета. За 9 месяцев текущего года в Забайкалье более 4000 преступлений произошло в сфере IT, что на 26,5% больше, чем в прошлом году. Из этого числа 1866 преступлений составляют дистанционные преступления, количество которых по сравнению с прошлым годом увеличилось на 18,3%.

Злоумышленники подстраиваются под течение времени и придумывают новые актуальные схемы взамен старых. При этом всегда ориентируются на возраст, интересы или страхи людей. Цель у аферистов всегда одна — завладеть чужими финансами.

Заместитель управляющего Отделением Чита Банка России Алексей Позолотин и начальник отдела управления уголовного розыска регионального УМВД России Роман Жигалин рассказали о самых распространённых схемах кибермошенников, и о том, как вести себя, если вы попали в их поле зрения.

Одной из схем является предложение отрыть брокерский счёт или купить акции. Участием в различных биржевых проектах заинтересованы в основном молодые люди. Всё, как правило, начинается со звонка. «Сотрудник брокерской компании» предлагает инвестировать ваши финансы и обещает высокий доход, если вы переведёте деньги неизвестному лицу. Во-первых, проверьте лицензию брокера на сайте организации, либо в реестре ЦБ — без неё он не имеет права работать. Во-вторых, уточните реквизиты — брокерские компании не просят переводить средства на карту обычного человека. Также помните, брокеры не имеют права звонить инвесторам и давать какие-либо советы.

Распространён случай, когда преступники звонят от имени сотового оператора для продления договора действия сим-карты. Человеку поступает звонок с неизвестного номера. Собеседник представляется оператором связи и говорит о том, что нужно продлить договор на телефонную связь, так как он заканчивается, запрашивает код из СМС для входа в ваш личный кабинет. Также неизвестные могут просить поделиться кодом для доступа к личному кабинету на «Госуслугах». Как результат, они оформляют электронную сим-карту и совершают операции от имени жертвы, в таком случае жертва может стать даже соучастником преступления. Лучшее решение, чтобы защитить себя — не вступать в разговор с неизвестными, тем более не называть никаких паролей из СМС. Нужно перезвонить по официальному телефону оператора и уточнить сказанное.

Звонящий представляется работником банка или службы безопасности и рекомендует прислать смс-код для подтверждения или отказа сомнительного перевода. Целью является желание попасть в личный кабинет банковского приложения жертвы и перевести из него средства. В такой ситуации прервите разговор и сами перезвоните по официальному номеру — банковские работники никогда не попросят ваши конфиденциальные данные.

Жертве звонят под видом правоохранительных органов с неизвестного номера и говорят о том, что открыли уголовное дело, просят предоставить личные документы и номер карты, чтобы в дальнейшем использовать эту информацию в своих корыстных целях. Правоохранительные органы никогда не запрашивают информацию в разговоре по телефону, поэтому прервите разговор и не разглашайте данные.

Распространён вид мошенничества, где обманывают с интернет-продажами. Аферист хочет отправить курьера за вашим товаром, а оплату перевести онлайн. Либо предлагает внести предоплату, просит номер карты, далее срок её действия, CVV-код или код из СМС. Таким образом, данные оказываются у злоумышленника. Действия всё те же, не сообщать данные счёта и прервать диалог с подозрительным лицом.

«Надо помнить пять признаков того, что вы общаетесь с мошенниками. Первый — это звонящий выводит вас на эмоции, неважно, на положительные или отрицательные, и при этом речь всегда идёт о деньгах. Второй — так называемое "правило времени", когда человеку не дают времени подумать и усомниться в своих действиях. Третье — "правило инициативы", то есть звонят всегда вам. Четвёртое — "правило денег", речь всегда идёт о деньгах. Пятое — "правило данных", мошенники всегда просят сообщить ваши личные данные. Если работают хотя бы несколько из них, надо класть трубку. Всегда сомневайтесь, действительно ли вы общаетесь с тем, кем представился собеседник», — отметил Алексей Позолотин.

Деньги потерпевшим удаётся вернуть крайне редко, так как они используются злоумышленниками моментально. Часто в схеме участвуют дропперы — люди, поделившиеся сведениями о своих картах и счетах, порой не знающие, что они используются в совершении преступлений.  От ответственности это не освобождает, так как передача пользования своими счетами является соучастием. Раскрываются дистанционные преступления достаточно сложно, многие счета находятся не в Забайкальском крае, порой даже не в России.

Мы поинтересовались у Алексея Позолотина, какие меры для борьбы с киберпреступностью предпринимают банки России помимо информирования.

Позолотин отметил работу ФинЦЕРТа — структуры, принадлежащей Департаменту информационной безопасности Центрального Банка РФ, у которой налажено взаимодействие с базой данных МВД. ФинЦЕРТ как распространяет сведения о актуальных видах обмана, так и получает информацию о тех или иных подозрительных действиях и счетах. С июля этого года работает закон, по которому банки обязаны приостанавливать подозрительные денежные переводы. 

«Статистика по потерпевшим увеличивается. Это связано с доверчивостью и беспечностью наших граждан», — отметил Роман Жигалин.

Он подчеркнул, что работа на предотвращение дистанционных преступлений активно ведётся. Если вас обманули, в первую очередь необходимо подать заявление в правоохранительные органы. Полицейские примут меры для поиска аферистов, а также проведут профилактическую беседу для предотвращения подобных ситуаций в будущем. Также стоит всегда быть начеку, ни в коем случае не выполнять требования, которые предъявляют звонящие, не поддаваться эмоциям. 

Читайте также