Связь с редакцией
Пожалуйста, оставьте настоящие данные, чтобы мы могли связаться с вами и уточнить информацию. При необходимости мы гарантируем вам анонимность.
30 апреля 2024, 03:31
30 апр.
В Чите:-1°C
$ 91.78
€ 98.03
¥ 12.57

Бунтарей «оттепели» вспомнили в Чите

Валентин Олейников
11 апреля в 14:30

9 апреля в штабе общественной поддержки показали литературно-музыкальную постановку под названием «Поэт в России — больше, чем поэт», посвящённую знаменитым шестидесятникам. Представили это театральное действо студенты Забайкальского краевого училища культуры. Постановка вышла яркой и талантливой, но…

Евтушенко, Вознесенский, Рождественский, Ахмадулина, Окуджава. В своё время это были практически рок-звёзды. Их выступления собирали стадионы, а многотысячные тиражи книг сметались с полок за считаные дни. Их обожали и ненавидели. Они конфликтовали с советской властью, ругались друг с другом. А теперь о «шестидесантниках» (так игрался со словом один из них) говорят редко. Тем ценнее то, что в Чите решили почитать их стихи. Неожиданно.

Автором поэтической композиции выступила преподаватель Забайкальского краевого училища культуры Валентина Акимова. А исполнили студенты группы 311 отделения «Театральное творчество».

Первый и большой плюс постановки — не затянуто, всего около 40 минут. Из этого вытекает и минус. Человеку, который не знает о героях «хрущёвской оттепели», мини-спектакль не будет понятен вполне. А в зале штаба, очень уж маленьком, кстати, сидели преимущественно школьники 8-х классов.

Вот юные актёры разыгрывают сценку с песнями под гитару у воображаемого костра. Вот кричат про стройку Братской ГЭС. Вот Великая Отечественная война. А вот юные актёры вспоминают рок-оперу «Юнона и Авось».

«И качнутся бессмысленной высью…» — поют ребята. А какой смысл вообще в этой «бессмысленной выси»? Что за граф Рязанов? Вознесенский какой-то…

Раз уж целевая аудитория — школьники, то, наверное, стоило перед спектаклем дать какую-нибудь максимально нескучную ретроспективу о событиях и главных персонажах, о которых говорит и которые обыгрывает постановка. Кратко, минут на 10. Просто дать какие-нибудь «крючки».

Например, на того же Андрея Вознесенского, брызжа слюной, орал с трибуны генеральный секретарь Никита Хрущёв за то, что тот не член партии. От поэта отвернулись все, он даже хотел застрелиться. Или такой интересный факт. Эти стихи Евтушенко, написанные в конце 50-х, считались криминальными, чуть ли не порнографическими. Сейчас они кажутся невинными:

«Ты спрашивала шёпотом:
"А что потом?
А что потом?"
Постель была расстелена,
и ты была растеряна…»

В самой композиции тоже не хватило «живых» штрихов. Громоподобные, нежные, несовершенные, любвеобильные, честолюбивые, разные поэты, чьё наследие наше литературоведение ещё и близко не усвоило, в конце постановки предстали перед зрителями патриотами, которые любили родину. И всё. Да, они были патриотами и любили родину, но ещё они были обычными людьми, в чём-то очень похожими на нас сегодняшних. Ну, как бы это сформулировать… Композиция имела шлейф того советского официоза, от которого бежали и с которым боролись шестидесятники.

И тем не менее мини-спектакль был выдержан в одном ритме. Даже если вам вообще не интересна тема, вы бы вряд ли покинули представление. Страница следовала за страницей, актёры быстро сменяли друг друга, не давая эмоционального простоя. Парни многозначительно смотрели вдаль, девушки задорно переглядывались друг с другом. И благодаря хорошей актёрской подготовке это не было смешно. А могло быть.

Подбор текстов порадовал. Стихотворения были разнообразными — от лёгких и ироничных до горьких и отчаянных. Стоит отметить и то, что актёры уверенно справлялись с декламацией — было слышно и видно, что исполнители погружены в контекст, ясно понимают, о чём читают. Пусть иногда контекст этот был понятен им одним. Великолепно прозвучало начало крышесносной поэмы Вознесенского «Мастера»:

«Колокола, гудошники…
Звон. Звон…
Вам,
Художники
Всех времён!
(…)
Кровавые мозоли.
Зола и пот,
И Музу, точно Зою,
Вели на эшафот.

Но нет противоядия
Ее святым словам —
Воители, ваятели,
Слава вам!»

Некоторые «ударные» строчки были прочитаны хором. А финальным стихотворением стало «Идут белые снеги…» Евгения Евтушенко с его возвышенными последними строчками:

«Быть бессмертным не в силе,
но надежда моя:
если будет Россия,
значит, буду и я».

И тут подумалось вот о чём. Ведь это же отличный мобильный формат, работая в котором можно ненавязчиво и лаконично говорить о литературе, кино, театре. И главное, где угодно. Только — поближе к молодёжи, без назидания и «бронзы». Как-то так.

Поэтому хочется поблагодарить автора и исполнителей за постановку и выразить надежду, что подобных мероприятий будет больше. Что направление получит развитие и выйдет к более широкой аудитории.  

Увидели опечатку в тексте? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также: