Источник Zabnews.ru

Путешествие журналиста из Читы в Агинский дацан

Елизавета Медведкина
20 октября 2021 г., 06:02

Выезжать на поиски мудрости Будды необходимо рано утром, часов в 9, а то и в 8, ведь дорога к Агинскому дацану занимает как минимум 2 часа. Конечно, это при у словии, что вы счастливый обладатель своего автомобиля. В общественном транспорте на дорогу придётся потратить больше 2,5 часов своего бесценного времени. 

Собственно, из этой маленько прелюдии про время становится понятно, когда был дан старт небольшой журналистской вылазке в один из районов Забайкальского края, а именно Агинский Бурятский округ. В Чите утро выдалось прохладным, но не настолько, чтобы кутаться в шарф и до глаз натягивать шапку, да и ветер почти не чувствовался. Тут будет маленькая оговорка о том, что температура может разительно отличаться в разных местах нашего края. О подробностях позже, а пока о дороге.

Arrow Left
1 / 6
Arrow Right

Мчать по ровному, в некоторых местах обновлённому асфальту было одно удовольствие. За окном машины пейзаж сменялся то непроглядным сосновым лесом у дороги, то видом на позолоченные осенью холмы, то выжженные поля и кустарники, и изредка, по мере удаления от Читы, посёлки и деревни, с посеревшими и почерневшими от сырости и холода дощатыми заборами и бревенчатыми стенами домишек.

Arrow Left
1 / 4
Arrow Right

Дорога выдалась с налётом тревоги лично для меня, потому что нередко попадались то рабочие с асфальтовой техникой, которые перекрывали движение, то стадо коров, которые вышагивали по проезжей части и не реагировали на звук клаксона. А под самым Агинским из близлежащей деревни на дорогу выскочило стадо коз, и самоуверенные козлы пытались бодаться с автомобилями. Короче говоря, я боялась опоздать на встречу с Батор ламой, который согласился провести мне персональную экскурсию по Агинскому дацану.

Святилище буддизма

Arrow Left
1 / 3
Arrow Right

Найти дацан в селе Агинское не составит трудностей. Нужно всего-то ехать по главной дороге, а когда доберётесь до заправочной станции и продуктового супермаркета  на развилке, свернуть направо и проехать по прямой, пока вдалеке не появиться зелёные крыши с золотым колесом Драхмы и двумя оленями, а также огромные белые ворота с разноцветными изразцами. Пройдя в них, оказываемся на территории храмового комплекса. А начинать своё знакомство с Агинским дацанам нужно со старого храма, который находится за жёлтыми деревянными воротами, спрятанный в кронах сосен.

Arrow Left
1 / 3
Arrow Right

История Агинского дацана, а точнее Деважин дуган, официально началась в 1811 году, когда его стены сложили из камня. До этого храмы были юрточные. Первый и главный буддийский храм на территории Забайкалья, который стоит уже 210 лет, построили по образу русских православных церквей. И было это сделано не по злому умыслу, а по той простой причине, что бурятских мастеров для возведения дацана на тот момент просто не было.

Решетки на окнах возрастом 210 лет. Фото: ZabNews

В здании Агинского дацана изнутри сохранились отголоски истории. Например, проёмы окон как в православных церквях арочные, а не квадратные. Одно из окон новое – то был второй вход в дацан, который создали по правилам строительства церквей. Ещё одна деталь – решётки на окнах с внутренней стороны, которым, как и дацану, уже больше 200 лет.

Кстати, по словам Батор ламы, который рассказал об истории Агинского дацана, место строительства храма было выбрано неслучайно. По правилам, с севера здание должны защищать горы, с юга должна протекать река. Также это место выбрали, потому что одному из монахов здесь приснился сон, в котором звучал лай собак и смех детей. Это посчитали добрым знаком.

Заходим внутрь

Внутреннее убранство храма может несколько смутить своим аляпистым, по сравнению с православными храмами, убранством и, так скажем, «налётом истории». В Деважин дуган сохранились древние реликвии, самая большая из которых – книги с учениями Будды. Учения записаны на длинных и узких листьях бумаги, по форме напоминающих пальмовые листья, на которых когда-то давно ученики Будды Шакьямуни записали его слова.

Учения Будды. Фото: ZabNews

По стенам и над столами висят картины, изображающие буддийских духов. Их создают сами ламы, которые посвятили себя изобразительному искусству. Также с потолка свисают победоносные знамёна. Они символизируют победу буддизма над тёмными силами.

Внутри в два ряда стоят лавочки с подушками и столы. На них во время чтения молитв располагаются ламы, строго в определённом порядке от самых старших. Во главе, посередине и справа сидят настоятель Агинского дацана – Шэрээтэ лама и с левой стороны сидит Дид Хамбо лама – лама Забайкальского края. Определить «старшинство» ламы просто – надо посмотреть на количество подушек, на которых он сидит во время чтения молитвы. Настоятели сидят на креслах с золотыми накидками и 7 подушках.

Напротив входа в дацан, у противоположной стены, находится святилище. За стеклом возвышается статуя Будды золотого цвета. Ниже находятся фигуры пантеона богов. Внизу, у подножия алтаря, стоят серебряные чаши для принесения пожертвований – риса и воды, окрашенной шафраном, и фигуры божеств из теста. Их и воду в праздники отдают прихожанам, так как они становятся освящёнными.

Отдельного внимания заслуживают барабаны. Во время чтения молитвы ламы стучат в них специальными палочками. По словам Батор ламы, стук в барабан помогает очистить души людей и достичь, согласно верованию, мира божеств.

Перерождение Сокчен-дуган

По дороге от старого храма до нового встречаются: справа «Домик Далай-Ламы» – его резиденцией если он вздумает вдруг посетить Агинский дацан, слева – белые ступы (их еще называют субурганами), посвященные восьми основным событиям жизни Будды и Дом дерева Бодхи.

С начала постройки первого дацана послушников и лам становилось всё больше. Места в старом храме стало не хватать и в 1879—1886 годах был построен новый Согчен дуган, самый большой храм, который мог вместить в себя не только всех служителей, но и позволить простым верующим присутствовать во время молитв.

Восстановленный после пожара Согчен дуган. Фото: ZabNews

Согчен дуган – это трёхэтажный храм, на первый этаж которого пускают всех без исключения. А вот попасть на второй и, тем более, третий этаж, невозможно, если ты сам не лама. Остаётся только догадываться, что там.

История этого здания печальна – Согчен дуган два раза горел. Первый пожар случился в XX веке, после этого реставрировали его до 2005 года. Второй произошёл в 2014 году. По словам Батор ламы, пламя начало распространяться со второго этажа. По официальным данным, причиной пожара стало неосторожное обращение с огнём. Однако сами служители монастыря в этом сомневаются.

С пожаром связана одна занимательная история. Когда огонь начал распространяться по нижнему залу, все, кто был в этот момент в храме, начали выносить реликвии и священные атрибуты на улицу. Последней осталась двухметровая статуя Будды, которая весила полтонны. Ламы перевернули её набок и положили на ковёр, оттащили к оконному проёму. Двадцать человек подняли статую и вытащили через оконный проём, в который она прошла почти впритык. Самое интересное, что после случившегося те же 20 человек не смогли сдвинуть её с места.

Около восстановленного храма как напоминание о трагедии осталась одна из мраморных тумб, на которые когда-то опирались деревянные колонны. В пламени камень сильно нагрелся, а когда пожарные начали заливать здание водой, он треснул на глазах у всех. На мраморной тумбе, покрытой трещинами, до сих пор сохранились голубая краска и барельеф.

Мраморная тумба оставшаяся после второго пожара. Фото: ZabNews
Внутри обновлённого храма Согчен дугана. Фото: ZabNews

По центру зала Согчен дугана также располагаются лавочки и столы. Одной из жемчужин этого храма по праву можно назвать барабан, который удалось сохранить со времён его постройки два века назад. Его используют и по сей день.

Старейший барабан Агинского дацана. Фото: Zabnews

За стеклом на постаментах возвышаются статуи божеств, созданные ещё в 19 веке. Силами служителей Агинского дацана были сохранены ткани, которыми они были когда-то украшены. Кроме старинных изваяний божеств тут есть и копии, которые были созданы взамен утраченных. Отличить их можно по форме мочек ушей, золотому покрытию и форм рук.

Ещё одна особенность нового храма – убранство. Деревянные элементы постаментов были созданы руками реставраторов. По мнению Батор ламы, люди, которые не связаны с этим местом, вложили душу для того, чтобы подарить Согчен дугану новую жизнь.

Бог из сусального золота

Храм, скрывающий 16-метровую статую бога Майтрейя

Ещё одной важной достопримечательностью Агинского дацана является 16-метровая статуя Бога Майтрейя из сусального золота и драгоценных камней. Она скрыта от глаз за стенами неприметного храма, расположенного в кедровом перелеске за основным монастырским комплексом.

После 30-х годов, когда храмы закрывались и передавались под склады, статую разобрали и передали на хранение в один из музеев в Санкт-Петербурге, тогда Ленинграде. Там она пережила Великую Отечественную войну, перестройку, развал Советского Союза, девяностые годы и не так давно вернулась в родную обитель.

Статуя божества полая внутри, и заполнена священными атрибутами, лечебными травами и священными книгами.

Из-за того, что бог Майтрея сидит на пьедестале с опущенными на пол ногами, а не в позе лотоса, пол под статуей пришлось убирать, причём дважды.

Первый раз это произошло ещё во время строительства храма в конце 19 века, тогда голова статуи, которую изготовили китайские мастера, упёрлась в потолок. Второй раз, когда статую вернули в Агинский дацан из Санкт-Петербурга, строители также не рассчитали её высоту и уровень пола снова пришлось делать ниже.

Почему стоит побывать в Агинском дацане?

Агинский дацан повидал немало на своём веку. В 30-х годах XX века из-за гонений на религию он был закрыт так же, как и православные храмы. Солдаты входили в монастырь и выбрасывали священные книги. По легенде, всё поле рядом с Деважин дуганом в одну ночь побелело от упавших на траву книжных страниц. Верующие под страхом смерти собирали их, и хранили у себя в домах. По ночам они пробирались в здание храма и выносили оттуда реликвии, чтобы сберечь их до лучших времён. По словам Батор ламы, половина священных атрибутов в дацане сохранились благодаря самоотверженности простых людей. Они верили, что монастырь однажды снова откроется, оставляли наказы вернуть реликвии, когда это произойдёт. И это свершилось.

Конечно, после варварского обращения с древними книгами, пришлось приложить много труда для их восстановления. Батор лама говорил, что на деревянных дощечках, в зеркальном отражении, вырезался текст одной страницы из книги, его отпечатывали чернилами. В каждой книге было по 200–300 страниц, а книг таких было очень много. Сейчас все священные труды хранятся в маленькой библиотеке на территории Агинского дацана. Вход туда закрыт всем посторонним.

Библиотека Агинского дацана. Фото: ZabNews

Вообще сама прогулка по территории монастыря помогает просто отвлечься от каждодневной рутины. Кроме того, на территории монастыря живут сами ламы, часть из которых лекари и астрологи. У них можно попросить помощи в излечении от болезней, а можно попробовать заглянуть в своё будущие.

 

 

Одноклассники ВКонтакте Telegram Viber
Читайте также