Связь с редакцией
Пожалуйста, оставьте настоящие данные, чтобы мы могли связаться с вами и уточнить информацию. При необходимости мы гарантируем вам анонимность.
29 марта 2024, 11:38
29 мар.
В Чите:-9°C
$ 92.26
€ 99.71
¥ 12.70

Уроки из интернета

Катерина Морозова
27 декабря 2020

В родительских чатах, в мессенджерах паника – онлайн обучение в постоянном режиме не за горами. Люди опасаются, что  дети перестанут ходить в школу – государству это не выгодно. И проще будет посадить всех за компьютеры и планшеты, переложить ответственность за результат целиком на родителей, вырастить покорный электорат… Говорят даже, что закон придумали про онлайн обучение и скоро его примут.

Я попробовала разобраться во всём по порядку. Если есть закон, то должен быть тот, кто его видел. Наш депутат от Забайкалья в Государственной Думе, а также отец, который сам на практике в этом году столкнулся со всеми сложностями онлайн обучения, Юрий Волков рассказал существует ли такой законопроект. А также поведал о том, кто должен взять на себя ответственность за все это и почему онлайн – данность времени.

Закон, которого все опасаются

 

Юрий, давайте сразу разрушим интригу – действительно ли такой законопроект об онлайн обучении существует? И если да – то, о чём он? Потому что догадок очень много.

– Да, на площадке Государственной Думы находится проект федерального закона, который вносит изменения в базовый закон об образовании. О чём там идёт речь? Законопроект, на самом деле, достаточно небольшой и он содержит только одну норму – этой нормой предлагается разграничить полномочия по дистанционному образованию между двумя федеральными министерствами: просвещения и науки. Эти полномочия устанавливают порядок дистанционного обучения образовательных технологий при реализации образовательных программ.

Мне ничего не понятно… То есть сам закон – дополнение к федеральному, основному, и он только разграничивает полномочия. А дальше что?

– Есть оговорка, что основной документ ссылается на подзаконные акты, которые разрабатывают указанные два федеральных министерства. И именно там будут отражены волнующие граждан вопросы. Например: определят роль и обязанность работников дистанционного образования, перечень предметов, которые могли бы преподаваться в дистанционном формате, потому что это тоже вопрос существенный. Самый яркий пример – физкультура в дистанционном формате. Установят нормативы по продолжительности уроков. И многое другое.

Выходит, эти самые подзаконные акты скажут всем, как мы будем учиться, если учиться придётся онлайн?

– Да, они должны определить нормативы, по которым школьники будут выполнять домашние задания, продолжительность урока в дистанционном формате, точные определения, касающиеся электронных площадок, на которых можно вообще проводить такие уроки. У нас в городе был прецедент, когда комитет образования одну из площадок запретил, а альтернативы не предложил. Это и многое другое отразить в законе просто невозможно. Именно поэтому он отсылает к нормативным актам.

Когда будет принят закон?

– Он был в повестке пленарного заседания Госдумы 9 декабря и там же принято решение отложить его пока. Так как депутатам поступило огромное число обращений граждан. Поэтому сначала пройдут публичные слушания. Представители профессионального и родительского сообщества смогут задать все волнующие вопросы. А их ведь сейчас действительно больше, чем ответов. Нужно понять, в каком направлении работать. Было бы неплохо увидеть уже и проекты этих подзаконных актов, чтобы потом они не стали сюрпризами. А такое в практике работы правительства, к сожалению, случается.  Но тут важно ещё понимать, что само по себе дистанционное образование – это не какая-то новация в законодательстве. Это понятие уже есть. И важно помнить, что основной базовый закон об образовании никто не отменяет. Поэтому дата рассмотрения и принятия закона пока открыта.

 

Задания в мессенджерах и ответы в коробках

 

Изменения не вносят, а люди все же боятся.

– Страхи родителей имеют под собой понятную почву, ведь к дистанционному образованию из-за карантина оказался никто не готов. Ни система образования, ни школьники, ни родители. Никаких документов, которые бы регулировали этот процесс нет, качество образования проверить сложно, техническая сторона вопроса тоже не проработана. И если в условиях больших городов это как-то решили, то в условиях небольших городов и сёл пустили на самотёк. В лучшем случае создавались чаты и домашние задания давались там. А в Забайкалье есть примеры, когда учителя разносили по домам задания, а тетради на проверку школьники сами складывали в коробки возле школы.

Всё это вызывает огромное количество вопросов, да что уж там, состояние, близкое к панике у родителей не останется ли это навсегда с нами.

– Элементы дистанционного образования, безусловно, будут развиваться. Станет ли ситуация всеобщей «дистанционки» постоянной – уверен, что нет. Но государство просто обязано обобщить весь опыт и прописать порядок, кто и за что должен делать в ситуации ЧС. Никто не говорит, что очное обучение уйдёт в прошлое. Да это и невозможно. И президент на последней пресс-конференции чётко обозначил, что замены очному обучению не будет.

То есть сейчас ведётся большая работа, чтобы быть во всеоружии, если вдруг повторится подобное?

– Конечно. Государство должно подкрепить полномочиями все уровни – федеральный, региональный, муниципальный. Но пока мы не видим экспертного мнения на этот счёт, более того, обобщённой практики по России нет. Просто отправлять детей на «дистанционку» нельзя – это очевидно, наверное, уже всем. «Дистанционка» приводит к увеличению неравенства и к разрыву общего образовательного пространства: у кого-то нет компьютера, интернета. Большой вопрос как быть многодетным семьям, или ещё вопрос сохранности техники, если её будут выдавать … Миллион вопросов. Пока это из области фантастики. И как это будет выглядеть, и сколько будет стоить, сегодня говорить сложно.

Не без плюсов

 

С законом успокоили. Хотелось бы услышать ваше мнение в целом о плюсах и минусах такой онлайн-практики?

– Карантин показал, с одной стороны, что далеко не всё можно перевести в дистанционный формат. Но есть примеры, прежде всего в дополнительном образовании, которые, уйдя в «дистанционку», прекрасно там адаптировались. На примере своей семьи могу сказать, оказалось, что заниматься шахматами или иностранным языком в онлайн формате детям очень удобно. Не было бы карантина, наверное, не скоро бы это поняли. Элементы «дистанционки» вполне можно применяться, когда школьник приболел, или находится на домашнем обучении. Карантин показал, от чего можно отказаться, что можно оптимизировать – в хорошем смысле этого слова, а что лучше не трогать. Но, конечно, главный минус в том, что дистанционное образование не решает вопросы социализации детей, а это едва ли не самое важное в процессе школьного образования. Очень важно. Кроме этого, нельзя игнорировать проблему сохранения здоровья школьников и учителей – проводить часы около компьютера не самое полезное дело для нервной системы, зрения, позвоночника.

Полностью согласна! Юрий, теперь давайте резюмируем и успокоим наших читателей и родителей школьников в одном лице.

– Главное, что стоит понимать – принятие этого закона не означает отказ от базового закона об образовании, где закреплено право на бесплатное, очное образование. Если общество сможет побороть свои страхи относительно дистанционного образования, гражданские институты и родительское сообщество найдут механизмы контролировать качество, а эксперты и Министерство образования разработают внятные, прозрачные и современные критерии и формы «дистанционки», то это будет большим шагом вперёд. Но важно помнить, что дистанционное образование может быть только дополнением к очному, но никак не его альтернативой.

 

Увидели опечатку в тексте? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также: