Связь с редакцией
Пожалуйста, оставьте настоящие данные, чтобы мы могли связаться с вами и уточнить информацию. При необходимости мы гарантируем вам анонимность.
26 апреля 2024, 08:21
26 апр.
В Чите:0°C
$ 92.13
€ 98.71
¥ 12.67

Александр Бардалеев о третьей волне, поддержке бизнеса и районных «фишечках»

Анета Абрамченко
15 декабря 2020

До конца 2020 года остаётся всего две недели. Он был сложным во всех отношениях. И «поблагодарить» за это надо невидимый глазу, смертельно опасный вирус. Он ворвался и в экономику страны и региона. Что было сделано властью за это время, чтобы минимизировать потери в финансовом блоке? Что будем делать, если случится третья волна? И в каком направлении будем двигаться, вне зависимости от поведения пандемии? Эти и другие вопросы мы задали заместителю председателя правительства Забайкальского края Александру Бардалееву.


Поддержать пострадавших и не дать упасть «стоящим на ногах»


 – Александр Витальевич, в первую волну коронавируса бизнесу были предоставлены различные меры поддержки. Некоторые, по заверениям самого бизнес сообщества, были полезны, другие – нет. Что «прижилось» в итоге, и какие меры поддержки вошли во вторую волну COVID?


 – Самая востребованная мера поддержки была субсидия на зарплату в один МРОТ и кредит под 2% на восстановление деятельности. По сути, обе эти меры были направлены на сохранение штата и получение денег здесь и сейчас. Кстати, кредит в следующем году будет списан, если предприниматель смог сохранить 80-90% своих работников. Снижение налоговых ставок, ряд решений по транспортному и имущественному налогам тоже встретили одобрение. 
Но, на мой взгляд, лучшая мера поддержки – позволить бизнесу работать. Но тут нужно понимать, что эпидемиологическая ситуация в крае непростая. В первую волну в некоторых регионах вопрос с работой бизнеса решался очень жёстко, но мы для себя решили, что будем делать все, чтобы спасти бизнес от разорения. В итоге ещё в апреле у нас приступили к работе практически все отрасли. В этом плане мы стали одним из самых открытых с точки зрения экономики регионов России. 
И на текущий момент мы стараемся также не ограничивать и не закрывать отрасли, хотя у нас и остаётся высоким уровень заболеваемости. Мы за то, чтобы бизнес работал и функционировал, но нужно соблюдать жесткие меры, тогда все предприятия будут работать.


 – То, что в апреле открылись почти все отрасли это хорошо. Но ведь всё равно за время ограничений многие предприятия пострадали. Как вы считаете, насколько серьёзен ущерб?


 – Понятно, что бизнес пострадал существенно. Но нужно понимать, что какие-то сферы попали под удар, а какие-то даже нарастили свои объемы. Например, те, кто занимался добычей полезных ископаемых. Из пострадавших в первую волну коронавируса можно выделить частные образовательные организации, организации по проведению праздников, сферы туризма и общепита. При этом в августе-сентябре эти секторы уже начали наращивать свои обороты. Если сравнивать сентябрь прошлого года и сентябрь 2020-го, то тенденция на возобновление - есть. Когда пришла вторая волна пандемии, то непростая ситуация сложилась у владельцев ТЦ и снова у тех, кто так или иначе занимается туризмом. 
Поэтому говорить о том, на ком именно пандемия сильнее сказалась, нужно по определённым видам деятельности. К примеру, те, кто до начала первой волны занимались дистанционной торговлей – у них наработана своя аудитория, каналы продаж и реклама. Вот эти предприниматели очень хорошо «выросли». Поэтому для кого-то время пандемии стало определённым ростом, а для кого-то – серьёзным падением. 


 – Получается, что уход в онлайн, пусть и частичный, всё-таки выход для бизнеса в сложной ситуации?


 – Уход в онлайн начался ещё в первую волну COVID – ситуация к этому подтолкнула. При этом для крупных игроков рынка, которые раньше не работали с продажами через интернет, это стало серьёзным подспорьем. 
Кстати, сейчас ситуация на рынке разворачивается иначе. Мы стараемся держать отрасли открытыми, но выручка у общепита всё равно падает. Почему? Потому что люди стараются не ходить в кафе и торговые центры. Вещи некоторым стало проще заказать через определённые компании – чтобы человеку привезли, он померил, выбрал, приобрёл. Специфика второй волны такая. По ноябрю мы можем видеть падение спроса, но в декабре, в преддверии новогодних праздников, он, конечно, снова вырастет.


 – Сколько времени нужно бизнесу, чтобы окончательно восстановиться?


 – Сказать сложно. Видите, даже по поведению людей первая и вторая волна отличаются. Будет ли третья - неизвестно. К тому же многие люди уже переболели, у кого-то выработался иммунитет. Я бы посоветовал учитывать те тенденции, которые появились в первую волну, в частности, уход в онлайн. Также некоторые организации начинают пересматривать свои управленческие расходы. Но пока прогнозы по восстановлению давать очень рано.


 – Вы говорили о различной помощи бизнесу, но на все эти решения нужны деньги. Сколько их в итоге было направлено на эти цели?


 – В первую волну на поддержку бизнеса были затрачены колоссальные средства из федерального и краевого бюджетов. Нам удалось привлечь на помощь предпринимателям около 5 миллиардов рублей. Сейчас мы занимаемся точечными решениями. Скажем, пролонгируем займы, которые люди получили ещё в первую волну; «Антиковид, региональный список», кредиты под 0%. А ещё мы стараемся делать упор на районы. В данный момент очень важно именно там запустить и развить бизнес, чтобы он крепко стоял на ногах, были рабочие места. На уже сейчас запланировано около 400 миллионов рублей. И ещё один важный момент – мы решили сделать минимальную ставку по кредитам на трёхлетний период. Не так, чтобы сейчас принять вот такую цифру, а потом через время продлить. Человек, который занимается бизнесом, должен понимать, что вот, на 3 года у него есть возможность взять деньги по минимальной ставке. Тогда появляется возможность планировать свою работу, выстраивать бизнес-проекты.


Безопасность – основа

 


 – Опять же возвращаясь к тому, что закрытие целых отраслей крайне нежелательно. Но при этом все должны соблюдать требования Роспотребнадзора. Сейчас регулярно проходят рейды, постоянно выявляют нарушителей. Эти факты не приведут к закрытию конкретных сфер?


 – Нарушения, конечно же, есть особенно по тем местам, где у нас большое количество людей контактирует. Общественный транспорт, здравоохранение. Понятно, что в общепите и местах торговли это случается чаще. Но предприниматели в большинстве своём соблюдают эти правила. Нарушения в основном случаются из-за населения, клиентов, которые приходят и начинают предъявлять претензии. Иногда и до скандалов доходит. Например, должна проводиться дезинфекция, а человек просто говорит: «Я не уйду отсюда» или «Я пришёл, вы обязаны меня обслужить, независимо от того, в маске я или нет». Хотя предприниматель сейчас имеет все законные основания для того, чтобы отказать в обслуживании, если человек не соблюдает правила.


 – Много вопросов вызывает работа общепита до 23:00. Почему именно после этого времени нельзя работать? Ведь люди в основном приходят не настолько поздно – они находятся в заведении и до указанного времени. И они также могут быть больны или здоровы и с наступлением вечера ситуация не поменяется.


 – Вот смотрите, у нас есть кафе и рестораны, а есть ночные клубы и дискотеки. Юридически это – общепит. Стоит ли говорить о том, что люди, которые приезжают в позднее время – выпивают, идут на танцпол, где уже о соблюдении дистанции не идёт и речи. Как и о ношении масок. И чем больше человек употребляет спиртного, тем меньше думает о безопасности. И туда в основном едут поздно вечером. Но юридически мы же не можем сказать – вот этот общепит работает после 23:00, а этот- нет. В правовом поле эти заведения невозможно разграничить и именно с описанным выше и связаны ограничения по времени.


 – Про третью волну коронавируса пока ничего неизвестно, но уже говорят о том, что ее можно ждать весной. Есть ли у минэконома какой-то примерный план действий?


 – Как я уже говорил, в первую волну пандемии нам удалось привлечь колоссальные средства на помощь бизнесу. Мы приняли ряд наших, местных законов, касающихся бюджета. Но мы дотационный регион. А поэтому все решения и предложения нужно согласовывать с Москвой. А для этого нужно «держать руку на пульсе» . Мы отправляем еженедельный отчёт в федеральные ведомства и на основании мониторинга можем предлагать какие-то шаги. В частности, выдача кредита под 2% на восстановление деятельности. По действующим сейчас правилам, он закончится в начале весны – мы предлагаем продлить его до конца года. Ещё от нас поступало предложение сделать отсрочку по уплате НДС. Но так как этот налог основной в формировании бюджета, сложно сказать, поддержат ли это предложение.
Ну и, конечно, мы предоставляем, и согласовываем данные по снижению наших налогов. Скажем, снижение ставки по УСН – нам нужно понимание от федерального Минфина, что мы сможем это финансово подкрепить.


Диалог с районами и местные «фишечки»

 


 – Отойдём от темы коронавируса. На уровне правительства не раз заявляли о поддержке приоритетных отраслей экономики Забайкалья. Как вы считаете, какие направления в регионе можно считать успешными?


 – Это производство. Причём нас особенно интересуют отрасли, которые создают добавочную стоимость внутри региона. Это относится и к сельскому хозяйству, и к горнорудной промышленности, и к туризму. Интересны решения по выстраиванию локальных производственных цепочек. Скажем, у вас есть овца, с которой можно состричь шерсть, до производства конкретной вещи эту шесть надо помыть, обработать, сделать нить, и уже после этого изготовить конечный продукт. Вот такие цепочки нам интересны. 
Или, например, полуфабрикаты. Для районов со сложной эпизоотической обстановкой – это наилучший выход для реализации мяса. Есть области неблагополучные по какому-либо заболеванию, его там уже давно не фиксируется, но снять этот статус очень сложно. Соответственно, вывести на внешний рынок мясо мы не можем, но можем вывести готовый продукт, который прошёл полный цикл обработки.


 – Вы упомянули туризм. Но, как известно, с этим направлением у нас в крае беда. Во многом подводит инфраструктура – есть красивые места, но добраться до них очень сложно. Если вы считаете эту отрасль перспективной, то, наверное, должно быть видение развития этого направления?


 – Да, действительно, с инфраструктурой у нас есть сложности, но одномоментно всё не решается. Тут стоит разделить туризм на несколько направлений. Есть места, куда ездит много людей и которые могут принять единовременно большую группу. Например, Арахлей, Алханай, живописный Каларский район. Туда мы будем привлекать крупных инвесторов. Но также есть цель создать районный бренд. В каждом муниципалитете есть на что посмотреть, своя «фишечка» построенная на культурной, исторической, природной достопримечательности. И вот мы планируем делать такие локальные места отдыха и к ним, соответственно, подводить инфраструктуру. Чтобы, скажем, это были не только минеральный источник, но и общепит, домики, благоустроенная территория. Чтобы люди могли приехать и отдохнуть. Это даст толчок к комплексному развитию территории. Да, можно было бы делать ставки на крупные проекты, но наша цель – развитие малого и среднего предпринимательства. 
Вот, к примеру, в этом году мы утвердили 15 районов для первоочередных мероприятий социально-экономического развития. Сюда входят и дороги, и строительство ЛЭП и водоотведения, если необходимо. И постепенно мы будем подключать к этому все районы. Но вот по этим 15 у нас план до 2025 года.


 – И охотно люди идут в районах на сотрудничество?
 – Сейчас, да. Когда мы только начали реализовывать эти идеи, то желающих было немного. Просто потому, что раньше такого не было. Теперь, учитывая и меры поддержки, люди идут охотнее на диалог. Они видят возможности для реализации своей идеи. Сейчас у нас одобрено 50 проектов по 32 районам. Ещё 65 – дополнительные проекты, которые находятся на стадии согласования. Те средства, которые мы предоставляем предпринимателям, выдаются на возвратной основе. Да, можно было пустить это в субсидии, но они бы растворились. А так мы знаем, что получим эти деньги обратно и сможем пустить их на другие проекты, а эти, в свою очередь, будут уже работать самостоятельно. В конце концов, бизнес должен быть бизнесом со стратегией развития и просчётом всех рисков. Мы можем, и будем помогать вставать ему на ноги, но за развитие своего дела отвечает сам предприниматель.

 

Увидели опечатку в тексте? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также: