Связь с редакцией
Пожалуйста, оставьте настоящие данные, чтобы мы могли связаться с вами и уточнить информацию. При необходимости мы гарантируем вам анонимность.
19 апреля 2024, 04:42
19 апр.
В Чите:-5°C
$ 94.09
€ 100.53
¥ 12.98

Как в Чите борющиеся с COVID-19 врачи респираторы друг за другом донашивали

Артём Стромилов
27 апреля 2020

Большинство забайкальцев, у которых подтвердилось наличие в организме нового коронавируса COVID-19, сейчас проходят лечение в моностационаре городской больницы №1 в Чите. Учреждение было специально перепрофилировано для борьбы с этим смертельно опасным заболеванием. Резонно, что работа с «COVID-положительными» пациентами – это серьёзный риск, требующий соблюдения строгих мер предосторожности со стороны медперсонала, особенно работающего в так называемой заразной или по-другому грязной зоне. И меры эти соблюдаются, но есть один на первый взгляд незначительный факт, который в высшей степени возмутил нашу редакцию. И мы – как представители четвёртой власти – не имеем права молчать о том, что нам стало известно сразу от нескольких не связанных друг с другом медиков, работающих в моностационаре.

Данный материал – это прямое замечание руководству ГУЗ «Городская клиническая больница №1» и непосредственно главному врачу Фёдору Чепцову, а также сигнал для министерства здравоохранения Забайкальского края о том, что существует такая-то проблема и её необходимо как можно скорее решить. У редакции ZabNews нет сомнений в правдивости изложенных фактов, так как они подтверждены множественными свидетельствами тех, кто непосредственно работает в моностационаре с заражёнными людьми.

Респиратор – это личное

 

«Жёсткие условия карантина вынуждают врачей и медицинских сестёр не только рисковать своим здоровьем, но и носить медицинские защитные костюмы. В них медики находятся около 12 часов в сутки», – так сотрудники пресс-службы министерства здравоохранения края в социальных сетях рассказывают о работе медперсонала в моностационаре в Чите.

Чуть ранее они опубликовали видео, на котором запечатлён процесс облачения медработника в защитный костюм, состоящий из комбинезона, бахил, двух слоёв защитных перчаток, респиратора, очков и так далее. Нас в этом наборе больше всего интересуют респираторы, призванные защитить дыхательные пути врачей, находящихся в грязной зоне, от попадания посторонних организмов и, собственно, коронавируса.

Прежде для понимания проблемы – короткий ликбез. Респираторы имеют разные классы защиты. При работе с заражёнными пациентами в моностационарах используются изделия не ниже класса FFP2, возможно и FFP3. «Тройки» самые эффективные – очищают до 99% примесей, применяются при работе с токсичной пылью, асбестом, радиоактивной пылью и для защиты от бактерий и вирусов.

Сотрудник моностационара в респираторе класса FFP-2. Фото: телеграм-канал «Забайкальский рабочий».

По информации, распространяемой среди медперсонала, справляются со своей задачей эти респираторы (с клапаном) 4-6 часов, после чего эффективность стремительно падает, а к 8-му часу и вовсе изделие становится бесполезным. Портал «Хабр» также оценивает длительность работы респираторов такого типа в 8 часов. Всё дело в электростатическом эффекте, притягивающем микрочастицы к волокнам. Пропадает он со временем из-за влажности, образующейся при выдохе человека. Стирать или обрабатывать жидким раствором такие респираторы тем более нельзя – магнитный эффект будет утрачен безвозвратно. Поэтому после положенного по времени использования их нужно просто правильно утилизировать. Есть, конечно, и респираторы с маркировкой R, которые можно использовать повторно.

На сайте «Консультант плюс» опубликована временная методичка по работе с респираторами в случае, если их всё-таки необходимо использовать повторно. Рекомендации достаточно чёткие и понятные: для будущего повторного использования респиратор маркируется инициалами пользователя; после применения в течение 30 минут дезинфицируется ультрафиолетовым бактерицидным облучением; затем полностью высушивается, если был влажным; и до повторного использования хранится в бумажном пакете или салфетке. При этом методическая рекомендация говорит о том, что передача респиратора для использования другим лицом не допускается. Да и повторное использование этих изделий при работе с вирусной инфекцией также ограничено в виду утраты полезных свойств – поры на мембране респиратора забиваются пылью, выделениями кожи, секретами дыхательных путей и так далее.

Кто виноват и что делать?

 

Подытожим: респираторы для работы медицинского персонала в заразной зоне должны быть индивидуальными и могут использоваться лишь несколько раз. В иных случаях эффекта от них практически нет. А что на практике?

Изначально медикам моностационара горбольницы №1 пообещали, что всё будет именно так, как и говорится в методических рекомендациях. Но, приходя на дежурство, люди стали замечать, что выдают им респираторы, бывшие в употреблении, да и подписывать многие изделия никто не стал. И вроде в том, что респираторы обрабатывают ультрафиолетом, как это положено, никто не сомневается. Обескураживает лишь тот факт, что приходится надевать средство индивидуальной защиты, которое до тебя носил другой человек. Вирусы, быть может, и погибли от ультрафиолета, но внутри остались частички кожи, выделения из носоглотки предыдущего носителя. А это, как минимум, негигиенично.

«Сколько раз уже выдают использованный респиратор, и никаких индивидуальных пакетиков нет. Все в недоумении, возмущены, но медсёстры говорят, что других респираторов нет. И приходится надевать, что дают – работать же надо. Да и что толку с ними ругаться, они же тут не при чём», – посетовал один из собеседников ZabNews.

Тем, кто особенно недоволен, могут выдать медицинскую маску, которую можно надеть вместе с использованным респиратором. Но это скорее уже для самоуспокоения. На момент беседы с теми, кто согласился рассказать об условиях работы в моностационаре в Чите, там находилось не менее 40 пациентов с коронавирусом. Собеседники информагентства рассказали, что немаркированные респираторы достаются не всем, есть и привилегированные сотрудники, для которых средство индивидуальной защиты остаётся действительно индивидуальным. А нехватку респираторов для остальных, руководство больницы на планёрках объяснило персоналу тем, что они сами повредили часть средств защиты – скидывая в санпропускнике (помещение между заразной и чистой зоной) респираторы в баки с дезинфицирующими растворами, что их в большинстве своём и испортило. Будто бы у медиков был выбор, куда сбрасывать элементы защитной одежды, ведь за этим процессом следят медсёстры, которые указывают – куда и что скидывать.

Чтобы разобраться в ситуации, 23 апреля редакция ZabNews сделала официальный запрос в минздрав Забайкальского края. Мы попросили ответить – правда ли, что из-за дефицита респираторов в горбольнице №1 их выдают повторно, причём разным людям? Не исключаем, что как только суть запроса дошла до руководства больницы, ситуация могла измениться. И если так, то это и была наша главная цель. Но точно можем сказать, что до момента отправки запроса факты, описанные выше, происходили, и это очень-очень неприятно.

***

По состоянию на 27 апреля мы всё ещё ждали ответа на запрос, но ещё 26 апреля (в воскресенье) пресс-служба министерства здравоохранения Забайкальского края неожиданно распространила для СМИ релиз о том, что медицинский респиратор класса FFP-3 имеет свойство многоразового применения и может использоваться медспециалистом более чем сутки непрерывного ношения.  

«Разница между многоразовым респиратором и обычной маской в том, что первый можно носить 24 часа. То есть при в ходе в грязную зону моностационара на 4 часа медспециалист надевает респиратор. После выхода он снимает его, обрабатывает под бактерицидной лампой и может надеть вновь при в ходе в грязную зону. Таким образом, респиратор используется несколько раз. Тогда как обычная медицинская маска, имеет защитные свойства не более двух часов», – привели в пресс-службе слова главного внештатного пульмонолога минздрава края Сергея Лукьянова. (К слову, авторитетное федеральное издание The Village уверяет, что респираторы класса FFP-3 обычно служит около 6-8 часов)

Фото: предоставлено пресс-службой минздрава Забайкальского края

Также в сообщении уточняется, что «каждый респиратор подписан и тем самым не может быть перепутан между владельцами», а в Забайкальский край «начались поставки средств индивидуальной защиты, в том числе в моностационар, развёрнутый на базе городской больницы №1, поступила партия респираторов многоразового применения».

В общем, как мы и предполагали, ситуация стремительно изменилась. Это же 27 апреля подтвердили и собеседники информагентства из горбольницы №1 в Чите. «Теперь респираторы подписываются, выдаются новые», – сообщил один из собеседников. Другой вопрос – почему для этого нужно было нам погружаться в тему, а, например, не руководству моностационара просто прислушаться к претензиям медработников? Вопрос, конечно же, открытый.

Добавим только, что, по предварительным результатам опроса работников здравоохранения (на 22 апреля), организованного нашими коллегами – ИА «Чита.Ру», 58,9% его участников заявили, что боятся за своё здоровье из-за плохой оснащённости медучреждений. «Ещё 30,8% в ответе на вопрос «Как оцениваете защищённость врачей: есть ли маски, перчатки, защитные костюмы?» оценили уровень готовности края к коронавирусу как средний и отметили, что в здравоохранении для этого не хватает некоторых компонентов, что в целом не критично», – говорится в новости о результатах опроса, в котором на тот момент приняли участие 130 человек из сферы здравоохранения региона.

Фото: телеграм-канал «Забайкальский рабочий»
Увидели опечатку в тексте? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также: