Связь с редакцией
Пожалуйста, оставьте настоящие данные, чтобы мы могли связаться с вами и уточнить информацию. При необходимости мы гарантируем вам анонимность.
25 апреля 2024, 21:02
25 апр.
В Чите:+8°C
$ 92.51
€ 98.91
¥ 12.72

Почти 2 тысячи обманутых – как забайкальцы «теряли» деньги в 2019 г.

Беседовала Мария Паринская
23 марта 2020

Только за прошлую неделю с 16 по 22 марта в Чите было зарегистрировано 19 случаев мошенничества в отношении горожан. По словам начальника городской полиции Виталия Данилова, за позапрошлую неделю таких случаев было 10. По всему Забайкальскому краю статистика более внушительная. Зачастую мошенники звонят по телефону и представляются сотрудниками финансовых организаций, а доверчивые граждане, сами того не подозревая, переводят злоумышленникам разные суммы денег. Эксклюзивно для ZabNews замначальника отдела безопасности отделения Чита Сибирского главного управления Банка России Александр Завийский рассказал о самых распространённых шагах мошенников, а также о том, как вести «кибергигиену». 

Социальная инженерия в нехороших руках

 

«Вам звонит сотрудник службы безопасности банка…».  Пожалуй, самая распространённая фраза, после которой можно лишиться всех денег на карте. Александр Васильевич, расскажите, что это за вид преступлений и насколько они распространены?

Такие преступления называются кибермошенничеством. К ним относят все незаконные действия, которые происходят при участии информационных технологий. Но вас интересует, как я понимаю, кибермошенничество в более узком смысле. Звонки от лже-банков, взломы банковских карт, хакерские атаки, установка вирусных программ, деятельность фишинговых сайтов, похищение паролей и платёжных реквизитов – всё это, в конечном счёте, нацелено на то, чтобы украсть деньги с банковских счетов.

Как чаще всего действуют мошенники?

В 2019 году почти 70% преступлений совершены с помощью метода социальной инженерии. Мошенники используют различные психологические приёмы, чтобы вывести жертву «из равновесия», и побуждают совершить какое-то действие, которое, в итоге, приведёт к потере денег. Подходы у преступников разные: одни сулят большие «лёгкие» деньги, другие – запугивают, третьи – давят на жалость. Под давлением люди сообщают свои персональные данные и платёжные реквизиты или же просто переводят деньги на счета мошенникам. Итог один – жертва теряет деньги.

А как преступники связываются с жертвами?

– Чаще всего, звонят на телефон. Преступник может представиться сотрудником банка, служащим госструктуры и даже юристом, который хочет перевести наследство от богатого дядюшки. Фантазия у мошенников богатая, они прощупывают почву и смотрят, какой метод воздействия работает лучше.

Но иногда жертва сама находит мошенника. Например, натыкается на заманчивое объявление в Интернете или откликается на зов о финансовой помощи в соцсетях. Так, в самом начале прошлого года мужчина, находясь в следственном изоляторе Читы, разместил в интернете объявление о продаже автомобильных запчастей. Когда желающие приобрести запчасти обращались к нему, он просил переводить деньги за товар на определённые счета. Товар, конечно, он не предоставлял. Таким образом, он обманул 45 человек на сумму более 1,3 миллиона рублей.

А помимо социальной инженерии, есть ли какие-то более технологичные методы?

– Бывает так, что люди скачивают что-то на компьютер или телефон с непроверенных сайтов, а вместе с файлом прицепляется вирус, который считывает персональные данные при первом же платеже через Интернет. Иногда жертва попадает на фишинговые сайты, которые имитируют официальные страницы банков, торговых площадок, туристических фирм и тому подобное. Часто ссылки на них приходят по электронной почте или всплывают в виде рекламы. В них может содержаться информация по поводу очень выгодного предложения от банка или акции от магазина. Поддавшись на искушение, человек вводит свои данные в регистрационную форму или личный кабинет, а мошенник получает доступ к его деньгам.

10 тысяч – «средний чек»

 

Александр Васильевич, каковы масштабы кибермошенничества? 

– В прошлом году по всей стране зафиксировано более 570 тысяч таких преступлений, при этом мошенники украли почти 6,5 миллиарда рублей со счетов. В масштабах одного человека или семьи может быть нанесён серьезный финансовый урон.

Неужели у людей воруют такие пугающие суммы?  

– «Средний чек» хищений составляет 10 тысяч рублей. Конечно, есть случаи, когда люди лишаются больших сумм. Но ведь для кого-то и 5 тысяч рублей – это много, когда это последние деньги.

А сколько случаев в Забайкальском крае? 

– В Забайкалье в прошлом году преступники почти 1900 раз обманули жителей края. И это несмотря на то, что Банк России и МВД уже несколько лет подряд призывают население быть бдительными. Более того, многие жертвы слышали о подобных хищениях, но всё равно попались на удочку мошенникам.

Как вы думаете, почему так происходит?

– Тут много факторов. Во-первых, сами по себе безналичные платежи развиваются. Если раньше воровали из карманов, то сейчас люди редко носят с собой большие суммы наличными, большая часть денег лежит на счетах. За прошлый год жители края 204 миллиона раз рассчитались банковскими картами, в том числе 1,2 миллиона раз оплатили товары или услуги через интернет. Это на 20% больше, чем в 2018 году.

Во-вторых, люди стали не так бдительно относиться к защите персональных данных. Когда оплата услуги онлайн была в новинку, человек 10 раз перепроверял, кому и куда он отправляет деньги. Сейчас к этому относятся проще. Именно поэтому жертвы мошенников «помолодели»: если раньше на уловки попадались в основном пенсионеры, то сейчас это люди среднего возраста.

В-третьих, не стоят на месте и сами мошенники. Когда один способ обмана перестаёт работать, подключаются новые схемы воздействия. Причём в большинстве случаев речь идёт именно о психологическом давлении – каких-то суперумных технологий в этой сфере нет.

В СМИ иногда пишут про утечку данных из банков.  Почему такое происходит и по чьей вине?

– Такие случаи встречаются. Однако их масштабы гораздо меньше, чем шумиха вокруг них. Как это происходит – вопрос пока открытый. Можно предполагать, что в каких-то случаях мы имеем дело с недобросовестными сотрудниками банков, а также с хакерскими взломами. Однако это совсем небольшой процент.

Чаще все оказывается гораздо проще – люди сами бездумно оставляют свои персональные данные. Часто ли вы задумываетесь о последствиях, когда регистрируетесь на сайте, где, например, у вас просят указать ФИО и телефон? Этих данных хватит, чтобы начать разговор. Остальное – дело техники. Сами по себе безналичные платежи безопасны, но лишь до тех пор, пока не нарушены условия конфиденциальности.

8-800…

 

И что нужно сделать, если вам позвонили мошенники? 

– Прервите разговор и самостоятельно перезвоните в свой банк по номеру телефона на обратной стороне вашей карты. Если банк заметил подозрительную операцию, он заблокирует её до выяснения обстоятельств, а не будет звонить с угрозами и наводить панику.

Другая история, если вы уже назвали мошенникам конфиденциальную информацию и увидели, что деньги пропали. Сначала звоните в свой банк, чтобы он заблокировал карту. Потом необходимо обратиться официально в банк и в правоохранительные органы. 

Есть ли у человека шанс на возмещение утраченных средств?

– Если человек сам сообщил мошенникам свои конфиденциальные данные – пин-код, код из СМС и так далее, возмещать потери никто не станет, так как он нарушил условия договора с банком.

Деньги могут вернуть только, если человек никому ничего не передавал, никаких ссылок вредоносных не скачивал на свой телефон и средства были похищены со счёта без его ведома, например, хакерами. Но процент таких хищений небольшой.

Какие меры принимает Банк России для минимизации подобных случаев? Что уже сделано?

За 2019 год Банк России заблокировал порядка 10 тысяч фишинговых страниц в Интернете. Кроме того, специалисты выявили и направили в государственные органы кибербезопасности и антивирусные лаборатории для включения в базы этих организаций 780 тысяч и 666 тысяч интернет-ресурсов с вредоносным программным обеспечением. Также была заблокирована информация о почти 5 тысячах номерах мобильных операторов и номерах с кодом 8-800, которые были задействованы в мошеннических СМС-рассылках, атаках, заражениях вредоносным программным обеспечением.

Кроме того, Банк России продолжает совершенствовать нормативную базу в области информационной безопасности, развивает защитные технологии и проводит профилактические мероприятия.

Ну и, конечно же, на регулярной основе мы занимаемся повышением финансовой грамотности населения. Рассказываем гражданам, как не стать жертвой мошенников, учим кибергигиене при совершении платежей в интернете и так далее.

Хотелось бы напоследок услышать, наверное, самое главное правило безопасности.

– Важно помнить, что украсть деньги с вашего счёта гораздо сложнее, чем вытащить их из кошелька, и у преступников не получится этого сделать, если вы сами им в этом не поможете. Если не сообщите свои конфиденциальные данные, не откроете непроверенную ссылку или не введёте данные карты или счёта на непроверенных страницах в интернете. Да, если в банке видят подозрительную операцию, её могут приостановить и выяснить обстоятельства. Но никто лучше нас самих наши финансы не защитит.

Увидели опечатку в тексте? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также: